Новая архитектура » Джума-Джами в Евпатории

Джума-Джами в Евпатории

Страница 6

По поводу аренды мечети для совершения обрядов мусульман. Председатель Крымск. ЦИКа Кубаев докладывал Москве 17.03.1929 г. "Крымск. ЦИК при сем препровождает снимок мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и акт техническо-строительной комиссии о состоянии здания, по ремонтам первой очереди. .Полная реставрация мечети определена специально командированным от Главнауки профессором-архитектором (фамилия не понятно) . В г. Евпатории имеются кроме «Хан-джами» 9 функционирующих мечетей, что вполне достаточно, чтобы обслуживать верующих ."

8 февраля 1929 г. Главнаука шлет депешу в Секретариат пред. ВЦИКа. "По вопросу о мечети Хан-джами в Евпатории, сообщаем, что это здание представляет исключительный интерес, как наиболее грандиозный из сохранившихся памятников турецкой культуры в Крыму. "Ар­итектура является отзвуком архитектуры Константинопольских больших мечетей, подражающих Айя-София и памятник естественно, заслуживает всемерной охране. Здание несколько пострадало во время последних землетрясений. .Целесообразно ликвидировать общину (мусульманскую - А.Я.) и передать здание мечети в исключительное ведение Крымск. Наркомпроса для использования в музейно-просветительских целях. Подпись заведующий Главнаукой (ЛиЭ), Уч. Специалист (Левинсон).

"Революционное движение в Крыму", (№ 2, 1922 г. стр. 21) "В 1904 г. в г. Евпатория действовали 14 мечетей. В пользовании евпаторийской мечети находилось большое вакуфное имущество, как в самой Евпатории, так и за ее пределами. 1400 десятин земли принадлежали ее главе Муртазе-эфенди".

Муртаза - эфенди репрессирован и расстрелян в 1937 г.

Еще один важный документ относительно старинного Корана.

3 января 1929 года Заседание Президиума Евпаторийского исполнительного комитета (Протокол № 72), "Слушали доклад Егудина о ликвидации мечети «Хан-джами», находящейся в городе Евпатория, по улице Лазаревской (Ре­волюции)». Мечеть окончательно ликвидировали на основании «Акта» и передали в ведение Евпаторийского музея 25.10.1929 г.

Акт ликвидации подписали Пичахчи и Чорбаджи.

"Июнь 1922 г. исх. 2322. "В народный Ко­миссариат внутренних дел (адм. отд.). В ответ на отношение НКВД от 23 мая с.г. за № 3088 Евпаторийский Окрфинотдел сообщает, что к моменту прихода Советской власти в г. Евпатории в Государственной сб. кассе имелось 15 вкладов церквей и др. учреждений религиозного характера на общую сумму 4.668.800 р. 43 к. каковые в 1921 г. были списаны в прибыль Нар. банка в ликвидации и в числе прочей прибыли банка перечислены 31 декабря прошлого года на счет Губфинотдела. Зав. Окрфинотд. Кучеренко, ст. контролер Масталыгин, ст. бухг. Алексеев".

Любопытный факт, рассказанный старожи­лами Гезлева, впоследствии подтвержден архивным материалом.

Бог воздал! Власть безбожников распалась. Депортированный народ вернулся в свои пенаты. Вместе с народом воспряли мечети, церк­ви, синагоги, кенасы.

Старинный Коран пропал из евпаторийско­го музея. Поиски не утешительны, но они продолжаются.

Названия мечети искажены. Пренебрегая названием "Хан-джами", Чепурина называет "Джума-джами", другие же авторы даже называют "Хан-Джума-джами". Эту мечеть постро­ил крымский хан, его именем она была названа, была предметом наследования и передавалась по наследству из поколения в поколение и носила это название до установления власти большевиков. А потом из празднич­ной мечети она превращается в будничную. Фактически каждая мечеть в Евпатории исполняла свою функцию. Несмотря, что в мечети проводились молебны по праздникам и торжествам, в "Хан-джами" можно молиться каждый день и пять раз в день. Название мечети от этого не изменялось. Мечети носили имя основателя или тем названием, которое присваивала мусульманская община. Так поменяли названия почти всем мечетям Гезлева. "Тахталы-джами, превратили в мечеть "Джемаледдин-эфенди", мечеть "Ашик-Омер" превратили в мечеть "Анна-беим", мечеть "Кумлык" превратили в "Али-Сейфеддин", "Джума-джами" в Текие превратили в "Шукурулла-эфенди".

В 1870 г. при инвентаризации мечетей чиновник, который занимался этим вопросом, не понимал крымскотатарский язык, а крымские татары не понимали русский. На вопрос, "чья эта мечеть?" получал ответ, что "эта мечеть имама Шукурулла-эфенди", т.е. служителя. Так по имени служителя мечети записывались, и так они попадали в реестр. Вопроса же "какое на­звание этой мечети? просто не задавали.

До недавнего времени территория мечети "Хан-джами" была складом, затем был филиал Краеведческого музея, отдел атеизма. Только в 1991 году, когда вернулся коренной народ на свою Родину, мечеть возвращена истинному владельцу - вновь образованной мусульманской общине "Хан-джами". Двор мечети огорожен железной обрешеткой мусульманской общиной совсем недавно. Теперь потомки священнослужителей, истребленных коммунистическим ре­жимом, по мусульманским праздникам, а каждая пятница - праздничный день для благочестивых магометан, проводят намазы (богослужения). Здесь можно мусульманину в любое время провести намаз и бросить пожертво­вания в благотворительный ящик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Гидравлический расчет контура тепло- и холодоснабжения фэнкойлов
После прокладки магистралей и определения места расположения приборов и стояков составляют аксонометрическую схему системы тепло - и холодоснабжения. В ней указываются приборы (пр ...

Расчёт водопроводной сети
Расчётный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды в зданиях любого назначения определяются по формуле: q=5q0 где q0-расход воды одним прибором a - коэффициент, зависящий от общ ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru