Новая архитектура » Джума-Джами в Евпатории

Джума-Джами в Евпатории

Страница 1

Беспощадное время и влияние человеческого фактора не сохранили памятники древне? цивилизации, бурлившее в узеньких улочках низеньких домиках городов у берегов Понты, Остались на их месте камни, поросшие мхом, травой, засыпанные песком, охраняя тайну веков.

Мусульманские культовые сооружения, воздвигнутые в эпоху возрождения воплощали в себе культурные, политические и экономические связи Крыма с исламским миром, отожествляли архитектуру с символом веры, являясь частью крымскотатарского культурного наследия.

Крым, в эпоху средневековья, насыщенный историческими событиями и градостроительством, отображал доносивших из глубины веков имена сельжукских, османских, мамлюкcких султанов, золотоордынских и крымских ханов, связанных с возведением "храмов". Крымская знать, султаны, правители Востока, Увековечивали свои имена, воздвигая великолепные дворцы, мечети, создавая целые архитектурные ансамбли, поражающие гениальной простотой и совершенством, величием и гармо­нией, различаясь по своим функциям и размерам.

Наследники Крымского престола, получая воспитание и образование при Стамбульском дворе, заимствовали турецкий быт, культуру и турецкое искусство. Для строительства мечетей, медресе, текие, бани приглашались в Крым лучшие зодчие. Воздвигнутые в средние века строения, несли в себе характерные черты художественного образца строений Стамбула, Эдирне и др. городов Турции. Одно из таких сооружений "Хан-джами" в Евпатории, была наследственной мечетью крымских ханов, которая отличается предельной чистотой стиля и отсутствием излишней детализации и декорировки архитектурных форм.

Евпаторийская мечеть "Хан-джами" - архитектурный памятник эпохи возрождения мусульманского зодчества на северо-западе Крымского полуострова. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося крымского государства. Единственный образец высокого творчества, безмолвный свидетель, около 500 лет, наблюдающий бегущую мимо жизнь, говорит о большом значении Гезлева в тот период. Построена мечеть великим устазом Османской империи, сыном Абдулменнана Мех­оедом Ходжи Синани в 1552 году. Мечеть "Хан-джами" одна из тех немногих, которые сохранились - это наша история, наша действительность!

Мехмед Ходжа Синани за свою более чем столетнюю жизнь, при правлении Селима, Сулеймана- "Законодателя", Селима - и Мурада-Ш, выстроил более 400 сооружений, одних только мечетей 81 в различных городах Османской империи. В честь султана Селима сооруженная мечеть Ходжи Синаном в Кефе (Феодосия), одно из первых его произведений, в основу которого положено конструктивное решение мечети "Аль София" в Стамбуле. Творение великого зодчего в Кефе снесено после колонизации Крыма российской империей в 1833 году. Последующие его строения уже были творениями опытного мастера, которые до сих пор поражают своим совершенством. Таким является "Хан-джами" в городе Гезлеве (Евпатория), одна из самых грандиозных мечетей северо-западного Крыма - сооружена в формах, близких соборных мечетей "Шах заде", "Сулеймание", "Селимие" в Турции. Прекрасная сохранность турецких мечетей дает предположение об их внутреннем облике. Безусловно, "Хан-джами" обладала характерными чертами художественного образца творчества великого зодчего Синани.

Участие прославленного турецкого мастера в строительстве выдающейся мечети, объясняется возросшим авторитетом города. Единственный морской порт, связывающий Турцию с Крымом, сделал Гезлев опорной крепостью на северо-западной границе владений крымских ханов, ремесленно-культурным, религиозным центром. Учения ислама вошли в историю Гезлева как оплот знаний, веры, мудрости, терпимости, правильной оценки духовных ценностей, познания истины.

Крымские ханы, получив в Оттоманской Порте фирман на ханство, сходили с корабля в Гезлеве. В Гезлеве, "в благословенной мечети "Ханджами" перед подданными, хан объявлял свои права, расписываясь при этом в специальном фирмане (акте), который хранился в мечети". Шейх, дервишеского ордена Мевлеви, наделенный политической властью, при короновании, опоясывал хана мечом Османа. Анатолий Демидов во время путешествия по Крыму в 1837 году упоминает о существовании такого фир-мана, подписанного 18-ю ханами, правившими в Крыму. Подпись Хаджи Девлет Гирея стояла первой.

Любопытное донесение Евпаторийского городничего Эссена, Тав­рическому губернатору Нарышкину Д.В. в 1837 году: " .по собранным справкам, мечеть заложена в 1552 году владетельным ханом Гиреем по смерти коего Мемет Гирей в 1564 году окончил и грамотою за подписем своим поручил под надзор придворному духовнику Эмир-хатипу. После сия мечеть переходила в наследство владетельных ханов, коих было от Мемет Гирея до последнего Шагин Гирея 18, и каждый из них при получении ханства утверждал означенную грамоту собственноручным своим подписем. Сия грамота хранится при мечети и 20-ти владетельных ханов имеются на грамоте собственные подписи".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Объемно-планировочные решения.
Всю многообразную многофункциональную организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока: 1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико ...

Организация работ по строительству малых сборных ж/б мостов
Состав специализированного отряда при строительстве сборных железобетонных малых и средних мостов на свайных опорах при длине пролетов 12,15,18,21,24м. Стреловой самоходный кран К ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru