Новая архитектура » Джума-Джами в Евпатории

Джума-Джами в Евпатории

Страница 4

Власть тоталитарного коммунистического режима с принятием декрета по отделении церкви от государства, предпринимает шаг, "передавать в аренду культовые сооружения верующим", с обязательной уплатой определенной пошлины. Мечети столетиями принадлежащие мусульманской общине, передаются этим же общинам в аренду. Между прочим, ставки упла­ты пошлин для мусульманской общины самые большие, (если православной церкви пошлины составляли 200 рублей, то мусульманской общине надо было выплатить 600 рублей). Контроль за деятельностью религиозных организа­ций и общин осуществляла Комиссия по вопросам культа при Крымск. ЦИКе и НКВД. Однако с нагнетанием атеистической пропаганды и преследованиями священнослужителей под различным предлогом, составленные договора, между новой властью и мусульманскими общинами расторгались, мечети закрывались. Древние обветшалые мечети разрушались, а строительные материалы использовались для нужд горожан, более или менее мечети в хоро­шем состоянии передавались в коммунхозы под жилые помещения или развлекательные учреждения.

С развалом режима коммунистов ожили архивы. Что касается мечети, для большей достоверности, мы приводим сведения из архивных материалов.

3.10.1922 г. на бланке НКВД. На 85X6079. "Работа по отделению церкви от государства и школы от церкви была начата своевременно с изданием обязательного Постановления № 26 от 20 февраля с.г. (Бюл. №6), и проводилась она в общей канцелярии отдела Управления и исполкома".

" .Особенно не аккуратно являются для заключения договора татарские общины, которые привыкли себя чувствовать совершенно обособ­ленными от государства с давних времен.

.переходя ко второму вопросу - о мерах ускорения этой работы, окрисполком находит, что единственная реальная мера - это опечатывание храмов и передача их органам власти, т.е. в округе сельсоветам, а в городе коммунхозу.

Ваше предыдущее Постановление об окончании дел формально будет исполнено таким образом: прием заявлений о принятии в аренду молитвенных домов и храмов будет прекращено, а дома и храмы, не взятые в аренду, опечатаны. Сдача их в аренду будет производиться с особого всякий раз разрешения окрисполкома с уплатой штрафа 50.000 руб. денежными зна­ками 22 года". За нарушение обязательного Постановления № 26 с.г. в параграфе 2 говорится: "Лица, в фактическом обладании которых на­ходятся храмы и пр. церковное имущество, обязаны в недельный срок представить в отдел Управления: а) опись в 3-х экземплярах и т.д., что фактически они своевременно не исполняли. Председатель (не понятно) подпись".

В августе 1922 года мусульманская община мечети "Хан-джами" обращается в Евпаторийский исполком с просьбой отдать в бессрочное и бесплатное пользование для религиозных надобностей мечеть "Хан-джами", а также все принадлежности и движимое имущество, находящееся в мечети, для выполнения обрядов. Обязуются беречь и хранить все в целости и сохранности. (Будто все эти века народ не оберегал свое достояние), с 20 подписями прихожан.

"Опись недвижимого имущества принадлежащего мечети "Хан-джами" по ул. Лазаревской г. Евпатории.

Мечеть каменная, ширина 15 саженей, вы­сота 15 саженей. С двором там же 120 квадратных саженей без огорода. Имеется 2 комнаты жилищне, для сторожа во дворе мечети, величину имеет 4 саженей каждая. Имеется вакуфная земля в дер. Костель Перекопского уезда в количестве 1287 дес. земли и 12 лавок в г. Евпатории. Наличных денег нет. Ковры -14 шт., подсвечники - 7, медные, надписи в рамах - 3, лампы - 4 шт., рогожи - 6 шт., Коран - 12 шт. из простой бумаги, печати нет".

И, 18 декабря 1922 года заключается дого­вор между окружным Облисполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов в лице уполно­моченных о том, что "мусульманская община приняла от окрисполкома в бесплатное пользование, находящееся в г. Евпатории по ул. Лаза­ревской ханской мечети с богослужебными предметами по особой заверенной своими подписями".

Через определенное время другая депеша спешит в Евпаторию: "Объявите заинтересованной группе верующих, что Президиум ВЦИК от­клонил ходатайство об оставлении мечети Хан-джами г. Евпатория для культовых целей. Вопрос об оформлении ликвидации ставится на разрешение Президиума Кр. ЦИКа. Нач-к адм. Отд. ПАУ подпись Романченко. Зав. Ст. религ. Культ. Подпись Тавровский."

Работая в архивах, обнаруживаем другой акт, составленный задолго до ликвидации мечети. Приводим его, полностью соблюдая стилистику. "Опись имущества. Евпаторийская «Хан-джами». Хатип Смаил-эфенди, имам Мурта за-эфенди. Во дворе ханской мечети, под одною связью 36 маленьких башмачных лавочек, которые дохода не приносят. Граничащие скверики улицею, западною строением Кара Мошу, восточной и южной морем. Вне мечети Хан-джами в проулке вблизи ея два магазина, на ул. Пекарне в ней две комнаты, одна кофейня с ком­наткою, все строения исправны в лучшем виде, покрашены, дохода приносят 250 руб. Границы те же. Вблизи «Хан-джами» против греческой церкви были пустопорожние места, на котором было текие. Место это как не приносившее несколько лет дохода, с разрешения Таврического магометанского Духовного Управления обещано потомственному почетному гражданину С. Дувану. Хлебный магазин, выходящий на Базарную площадь, в числе прочих магазинов и приносящий доход 150 руб. граничит с восточной дорогою, с юга - морем, с северным и за­падным строениями. Рядом с еврейской синагогой есть одна торговая лавка с погребом, исправна в лучшем виде, покрашена, приносит доход - 100 руб. Граничит старыми (не понятно) с южной и западной синагогой и улицею к восточным лавкам Подольского. Под воротами называемые Кемир-капу пять фруктовых досочных балаганчика, крытые черепицей называемые Анна-бегим - граничит сторонами восточ­ными и южными улицами, западными и северными воротами Кемир-капу. Против . из них одна цирюльня и в . с нею маленькая харчевня. Граничит сторонами северной улицею. Границею Западных ворот, южными и восточ­ными дорогами. Балаган, цирюльня и харчевня приносят доход 520 руб. Подпись Евп. Кадий". Эта копия описи от 1910 года была приложена к делам о ликвидации мечети «Хан-джами» в 1928 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Расчет плиты на действие поперечной силы
Минимальная несущая способность бетона на поперечную силу: Расчет на поперечную силу: , где Qb – несущая способность расчётного наклонного сечения на поперечную силу «по бетону»; ...

Анализ возможных ситуаций при планировании объемов работ во времени
Рассмотренные два варианта распределения объемов СМР по плановым периодам определили следующие проблемы, с которыми строительной организации предстоит столкнуться в том или ином с ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru