Новая архитектура » Джума-Джами в Евпатории

Джума-Джами в Евпатории

Страница 2

Шейх, наделенный политической властью, при короновании опоясывал хана мечем Османа.

Несмотря на разрушения, искажения перестройками и реставрациями в 1821, 1834, 1896, 1921, 1962, 1982 годах "Хан-джами" поражает гениальной простотой своих конст­руктивных форм, но конкретная роспись мечети не со­хранилась. В то же время нельзя не отметить прекрасную сохранность зодчества Ходжа Синани в Турции, что позволяет нам представить их внутренний облик.

Архитектура ханской мечети отличается исключительной ясностью, четкостью, простотой и соразмерностью форм, гармонирующих с относительно скромным убранством. Наиболее древней формой строительства являлась базилика с деревянным перекрытием, а с XIV века распространяются купольные мечети. В "Хан-джами" всех куполов, покрытые литым свинцом 12 и один полукупол, расположенный в центре южной стены над михрабом.

Над главным входом в северной стороне, снаружи была надпись арабской вязью: "В 1552 году Девлет Гирей-ханом сооружена сия благо­словенная мечеть", она не сохранилась. Некоторые авторы путеводителей по Евпатории, предполагают, что эта надпись была сделана после реставрационных работ в 1896 году.

Исследователи мечети спорят о достоверности надписей на сооружении, а выдают только предположения: "Верхняя часть северного входа заложена в XIX веке и возможно надпись даты основания мечети в 1552 году является позднейшей. Каллиграфия относится тоже к XIX веку. Вторая надпись изнутри над второй дверью: "Бис-сми Лляхи Ррахма-ни Ррахим" "Именем Аллаха Милостивого Милосердного", а ниже каллиграф "Эмир Али 1844 г.", видимо, надпись сделана после реставрации»,- констатирует Чипурина П.Я.

Обратите внимание на искажения фактов, на два описания: Евпаторийский городничий Эссен доводит до сведения губернатора Нарышкина Д.В. в 1837 г. о "Хан-джами", о том, что " .поручено под надзор духовнику Эмир-Али хатипу .", - продолжает в 1924 году Чепурина П." .ниже надписи над второй дверью каллиграф "Эмир Али 1844". Разница между донесением и исследованием над-писи Чепуриной. Возможно, перевод с арабско­го Чепурина сделала не точный, и следует, что надпись была уже сделана давно до донесения городничего Эссена. Ошибка госпожи Чепуриной. Так же в угоду коммунистическому режиму она пренебрегла настоящим именем этой мечети. Называемый во все времена «Хан-джами», (ханская мечеть), Чепурина назвала в своей брошюре «Джума-джами»(пятничная мечеть), затем подхваченная и включенная в реестр архитектурных памятников как «Джума-джами».

В строительстве этого сооружения использовали местный строительный материал . Мечеть "Хан-джами" выложена из дикого камня - ракушечника, а углы и откосы, края дверей и окон -из тесаного известняка, на известковом или алебастровом растворе. Все древние сооружения клались на известковом растворе, выдержанным 5-6 лет, а позже стали использовать алебастр. Штукатурка известковая, с примесью очеса тонкой овечьей шерсти, служила для скрепления раствора. Для придания окраса розового цвета добавляли в раствор извести измельченный жженый кирпич.

В зал мечети ведут три двери небольших размеров. Западные и восточные служили только для достопочтенных людей, хану и его приближенным. Главные двери больших размеров из ореха с прекрасной резьбой, изящными медными ручками и засовами. Пол устлан большими каменными плитами разных размеров, побеленные в один тон.

На южной стене, внутри, в направлении Мекки (къыбла) имеется открытый голубой мих-раб с древним Кораном (алтарь) - пятигранная ниша, орнаментированная великолепной лепкой, высотой около пяти метров. Когда-то здесь золотом были вписаны имена пророков и Суры из Корана.

Чаша купола кажется невесомой, как бы парящей над головой. По краям конического купола, вверху над михрабом было вечное напоминание правоверным: "Прежде молитвы очисть свою совесть перед михрабом". Направо от михраба - минбар, полуоткрытая кафедра с величественным Аланом, увенчанный пучком небесного сияния, с которого улемы призывали к добру и справедливости, читали проповеди и Суры Корана, говорили назидательные речи хатипы или имамы. На фронтоне, с двенадцатью лестницами, (после реставрации лестниц оставлено только 9) была надпись "Машъалла" (так хочет Бог).

Налево от михраба открытая кафедра "курси" для всех правоверных толкователей Корана.

По восточной и западной стене идет мафиль (хоры), складные курси (подставка для Корана), ралле (полка). Зал был устлан дорогими персидскими, турецкими и ручной работы евпаторийских мастеров, коврами.

Истинное украшение мечети - величественные минареты высотой 36 метров (до реставрации 33 метра), с коническим основанием и Аланом (Алем, полумесяц) обращенным в сторону Къыбла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Авангардный hi-tech
Коттеджи хай-тек пока трудно назвать самым распространенным типом частных домов, но интерес к ним у застройщиков в последние годы заметно вырос. Стиль хай-тек позволяет строить по ...

Выбор технологического оборудования
Таблица 6. Ведомость основного технологического оборудования № п/п Наименование (тип, марка) оборудования Техническая характеристика 1 2 3 1. Электровибрационный питатель 2. Ленто ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru