Новая архитектура » Альберт Шпеер и сложение имперского стиля в архитектуре Германии тридцатых годов » Карл Фридрих Шинкель как идеал немецкой неоклассики. Классика и готика

Карл Фридрих Шинкель как идеал немецкой неоклассики. Классика и готика

Страница 1

«Я не хотел никакой власти, но хотел стать вторым Шинкелем»

Альберт Шпеер

К.Ф. Шинкель являлся ярким представителем того направления немецкой архитектуры, который ориентировался не на «народный» немецкий классицизм, а непосредственно на греческую классику и строил в духе «большого» классицизма. Он создал архитектурную теорию, отразившую передовые общественные взгляды, что позволило создать архитектурные сооружения, которые и по сей день определяют облик немецких городов.

Карл Фридрих Шинкель родился 13 марта 1781 года в семье суперинтенданта Иоганна Гуно Христиана Шинкеля в г. Нойрупине. С 1798 г. он учился в архитектурной школе в Берлине у Давида Жилли, которого новый король Фридрих Вильгельм II вызвал из Штеттина с тем, чтобы модернизировать Берлин, сделав его новым архитектурным центром. Это было вызвано развитием в столице со второй половины 18 века специфического варианта классицизма, получившего название «эллинский стиль» или «прусский классицизм». Взявший на себя роль «первого слуги государства» король Фридрих II пожелал видеть архитектуру Берлина «античной» и воплощающей идеи «героизма». Именно Д. Жилли (1748-1808) принято считать создателем «Берлинской школы» - направления «прусского классицизма», определяемого кубом и плоскостью, лаконичными деталями, тщательным соблюдением пропорций и «правдивой» обработки материала. Кроме Палладио и английских палладианцев источником творчества Д. Жилли стал опыт народной архитектуры. В своем овладении формой, обработки ее плоскостей он следовал законам «сельской архитектуры». По его мнению мастер для достижения красоты сооружения «имеет в своем распоряжении по меньшей мере два средства: симметрию и красивые пропорции». Д. Жилли ценил учение Винкельмана о пропорциях, но античность оставалась для него чуждой и неподходящей для северного климата. Свои теоретические взгляды на создание основ «классицизма бережливости» и отражавшие его практику он изложил в ряде работ.

На протяжении столетий знаменитая триада Витрувия оставалась неизменной и неделимой, но с последней трети 18 века наметились изменения: составляющая «польза» получила трактовку «целесообразность» и к началу 19 в. вопрос о «цели» стал сущностью архитектуры. Для теории классицизма главным явилось подражание античности как «естественной» форме искусства. Чтобы достичь главной цели – красоты, необходимо было следовать античным образцам в техническом аспекте, т.е. польза и прочность. Однако, развитие археологии и подробное изучение конкретных памятников привели к изменению античного идеала. Из многообразия форм начался отбор античного наследия, выявляя образцы, наиболее соответствовавшие устремлениям архитектора или общества в целом.

Кроме того, возникло стремление связывать с конкретными формами представления о воплощенных в них идеалах. Впервые в Берлинской школе функция и тип пространственной организации здания стали ассоциироваться определенными моральными ценностями. Это положило основы «культа цели», обеспечивая конкретное эстетическое воздействие.

Свое образование К.Ф. Шинкель продолжил в Академии искусств у Фридриха Жилли (1772 – 1800), ставшего его другом. Ф. Жилли считался одним из лучших архитекторов Германии, оказав решающее влияние на формирование творческих позиций своих учеников, в число которых входил и Лео фон Кленце. Влияние этого «истинного творца» (как называл учителя К.Ф. Шинкель) на творчество ученика очевидно. К.Ф. Шинкель писал: «Если вообще из меня что-либо получится, то этому я всецело буду обязан плодотворному общению с ним». В архитектуре Ф. Жилли сочетался в практический подход к назначению здания с требованием подчеркнуть его идейную значимость. Возникло характерное понимание произведения зодчества как «монумента» и «памятника». Примером является конкурсный проект памятника Фридриху II в Берлине, где Ф. Жилли стремился к созданию «монумента человечности». Памятник призван был воплотить идеалистические представления о «просвещенном монархе» и «колоссе среди современников, каких не знала Европа». Этот проект как и проект Национального театра в Берлине (1797) имел простые и значимые формы. Ф. Жилли теоретически обосновал свою архитектуру: «Каждое зря растраченное богатство внешних форм является излишеством», «наиболее простая красота», проявляющаяся «внешне тоже в простом образе» призвана сообщить «для будущих поколений… единственно незабываемую тему». Все особенности творческого почерка Ф. Жилли, опирающиеся на античность (материал, тяжесть, функция, в сочетании с обелисками, сводами и греко-дорическими колоннами) нашло свое отражение в творчестве К.Ф. Шинкеля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru