Новая архитектура » Альберт Шпеер и сложение имперского стиля в архитектуре Германии тридцатых годов » Карл Фридрих Шинкель как идеал немецкой неоклассики. Классика и готика

Карл Фридрих Шинкель как идеал немецкой неоклассики. Классика и готика

Страница 2

Первые проекты К.Ф. Шинкеля имели явный отпечаток влияния Ф. Жилли и К.-Н. Леду, частично осуществленные, отражали взгляды нового поколения зодчих 18-19 веков (таких как Фридрих Вайнбреннер, Карл Гонтрад Лангханс, Генрих Генц и т.д.). К.Ф. Шинкель использовал характерные формы: куб, полукруг, круглые арки и колоннады.

Он переходил от подчеркнуто простых форм (проект дворца графа Рейс-Шлец-Кёстриц, 1801-1803) к изысканным загородным резиденциям (перестройка дворца Буков, 1803; проект дома в Сиракузах, 1804). Клод Никола Леду акцент ставил на роли внешнего, средового фактора, который формирует профессиональную активность зодчего и тему содержания его творчества. Архитектор как бог, как гений – вот та структура, за которую К.-Н. Леду ручался своим притязанием на архитектуру. Представители Берлинской школы ясно осознавали переломный характер своего времени, выраженный К.-Н. Леду словами: «момент, в котором мы живем, пролагает надежду будущему». Это ввело в науку о зодчестве социальные аспекты.

Начиная со второй половины 18 века, составной частью образования К.Ф. Шинкеля была поездка в Италию, которую он совершил в 1803-1805 г.г. Там архитектор изучал греческую и римскую античность с целью найти «высокие образцы», пригодные для решения современных задач. Однако античное наследие оставалось для К.Ф. Шинкеля на втором плане, его внимание привлекало искусство раннего Ренессанса. В своем письме к издателю К. Унгеру в 1804 г. он отметил достоинства средневековых сооружений: «Для прекрасной архитектуры можно извлечь больше пользы из того стиля, который обычно называют сарацинским» В этот период архитектор обращается к конструкциям средневековых зданий, оценивая сводчатые перекрытия выше архитравных. Записи в дневниках подчеркивают повышенное внимание к материальным и техническим аспектам архитектуры. Будучи в Италии, К.Ф. Шинкель разработал тип жилого дома асимметричного плана, связанного с окружающей средой. Этот план получил свое распространение как загородная резиденция в середине 19 века. Сам архитектор использовал этот тип в 1820 –х г.г. для дворцов принца Карла в Глинницке и кронпринца в Шарлоттенхофе. Наряду с этим К.Ф. Шинкель выполнил многочисленные обмеры и зарисовки культового зодчества итальянского средневековья. При возвращении в Берлин воплотить в жизнь итальянские впечатления архитектору помешала оккупация Пруссии армией Наполеона. Во время оккупации он выполнял театральные декорации, занимаясь живописью.

В связи с антинаполеоновским движением в Германии на волне национального самосознания мировоззрение обратилось к искусству средневековья. Готика стала олицетворять национальный стиль как выражение «единства немецкого прошлого, настоящего и будущего», получив прогрессивное содержание, что не могло не наложить свой отпечаток на творчество К.Ф. Шинкеля. Свои идеи о «Соборе всех германцев» он выразил в живописном полотне «Собор над городом и водой» в 1813 году. Задачи художественного творчества в этот период архитектор рассматривал через призму идеалистических и религиозных позиций. Он считал, что взгляды романтиков, в частности Ф. Шлегеля нашли отражение в готике, трактуя архитектуру как «носителя идеи» и монумент, выступающий против «догматического классицизма». К.Ф. Шинкель писал: «Понимание, что в архитектуре мы не являемся оригинальными, должно побуждать нас искать зодчество, отвечающее нашим особенностям. Кто оценивает историю с позиции определенного времени, тот становится рабом подражания, что недостойно высокого предназначения быстро прогрессирующего человеческого рода»* Колебания К.Ф. Шинкеля в выборе между классицизмом и готикой заметны в проекте Национального памятника на Лейпцигской площади в Берлине (1818-1820). Крах надежд на национальное обновление и объединение германских государств явилось одной из причин возрождения интереса к античности после 1815 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Основные типы геодезических знаков и их размещение
Существенная роль в организации наблюдений за деформациями сооружений отводится геодезическим знакам. От правильного выбора конструкции и мест их размещения в значительной мере за ...

Определение устойчивости окраски к свету
Испытания обоев проводят по ГОСТ 8702 со следующими дополнениями: - испытания образцов обоев проводят без перекрывания синих шерстяных эталонов и образцов обоев дополнительными пл ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru