Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Культовые постройки

Культовые постройки

Страница 3

В XVII веке появилась ещё одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчиая при ветровых нагрузках; кроме того благодаря своим криволинейным очертаниям она вносила гармонию в силуэты общественных зданий. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо пятью главами. Высокий четверик с крутыми повалами Вознесенской церкви села Кушерека завершён своеобразно решенным пятиглавием – основанием каждой главы служит крещатая бочка. Сочетание округлых контуров глав и бочек с выразительным профилем куба создает пластичное и красивое по силуэту завершение храма.

Покрытие кубом восьмериковых церквей встречается реже. Один из немногих примеров – Никольская церковь в селе Зачачье. Эта церковь была срублена восьмериком «от низу» в 1687 году и завершалась шатром. После пожара она получила кубоватое одноглавое завершение.

В XVII–XVIII веках были также распространены так называемые ярусные храмы, завершающиеся несколькими уменьшающимися срубами, поставленными друг на друга. Особенно часто строились такие церкви после запрещения шатров, ибо ярусная форма позволяла сохранить столь полюбившуюся пирамидальность храмов и одноглавое завершение, формально не нарушая запрета.

Характерным примером ярусного завершения храмов может служить Ильинская церковь в городе Белозерске, срубленная в 1690 году в три яруса – два четверика и восьмерик, увенчанный крупной главой.

Также на Руси было большое количество многоглавых храмов. Древнейшими постройками являются деревянные постройки Новгородской Софии «о 13 версех» и Киевской Софии, не сохранившихся до наших дней. Увеличение числа глав для придания большей декоративности наблюдается во второй половине XVII века в храмах с различными формами завершений.

В кубоватых церквах увеличение числа глав до девяти достигалось постановкой ещё четырёх глав на бочки, врубленные в куб с четырёх сторон, как, например, в Никольской церкви села Бережная Дуброва на реке Онеге.

Последним этапом развития народного храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объёмного построения которых лежит ярусный принцип. Так, многоглавая Предтеченская церковь села Шуя, срубленная в начале XVIII века, состояла из двух восьмериков, поставленных на невысокий четверик. Венчающее храм девятиглавие размещено чрезвычайно изобретательно: нижние четыре главы стоят на бочках по углам четверика. Следующие четыре главы расположены на большой крещатой бочке, завершающей первый восьмерик, а центральная глава стоит на небольшом восьмерике, врубленном в крещатую бочку. Компактный, сложный по силуэту многоглавый объём церкви удачно контрастирует с вертикально стоящей рядом шатровой колокольни.

Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь Кижского погоста. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы.

И, наконец, рассмотрим многоглавые церкви, объёмная композиция которых была разработана в начале XVIII века на основе традиционного восьмерика с четырьмя прирубами или двадцатистенного сруба. Одним из таких сооружений является Покровский храм села Анхимово, срубленный в 1708 году. Также к этому типу храмов относится Преображенская церковь Кижского погоста.

В русском деревянном зодчестве известны сооружения, сложный многоглавый силуэт которых формировался путём соединения в одну группу нескольких церквей, объединённых одной папертью. Таким был Воскресенский собор, срубленный в 1681 году в самом северном городе Руси – Коле, в основе которого – три высоких четверика, увенчанные пятиглавием. Центральный четверик имел два прируба, крытых бочками, которые несли двухъярусные четверики с шатриками. На третьем западном прирубе, крытом на три ската, стояла двухъярусная круглая башня. Все это составляло живописное по силуэту и единственное в своём роде 18-главое завершение храма.

Завершая обзор развития основных форм в храмовом деревянном зодчестве Руси, необходимо остановиться ещё на одном типе сооружений – колокольнях, ставших в XVII веке неотъемлемой частью каждого храмового комплекса. Первоначально колокола размещались либо в звонницах на самих храмах, либо на простейших столбчатых конструкциях, примыкавших к ним. Рост селений и городов, увеличение количества колоколов привели к выделению звонниц в самостоятельные постройки, вначале – на столбах, а позднее обнесённые срубом до площадки звона.

Колокольни начинают повляться на Руси предположительно в XV веке. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в «било». Их делали из куска железа, согнутого дугой, а то и из пустотелого бревна. Сами же колокола, хоть и упоминаются в летописях еще с XI века, но распространение начинают получать лишь с конца XIV века. Даже в XV веке вместо дорогих колоколов чаще пользовались «клепалом» – полым шаром с языком внутри.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru