Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Культовые постройки

Культовые постройки

Страница 2

Наибольшее распространение во второй половине XVII–XVIII веков получили шатровые церкви, рубленные «восьмериком на четверике». Прием восьмерика на четверике позволял, сохраняя традиционную вертикальность основного объема храма (вертикальная ось), легко пристраивать к четверику крупные горизонтальные объемы трапезных, удлинявшие храмы по второй горизонтальной оси («кораблем»). К таким храмам относится Петропавловская церковь в селе Пучуга на Северной Двине, срубленная в 1698 году. Красота ее внешнего лишенного декоративных деталей облика заключалась в безупречной пропорциональности всех объемов, слагавших вертикальную и горизонтальную части постройки.

Интерьеры церкви, решённые в контрасте с ее суровым внешним обликом, – одно из высших достижений русского деревянного зодчества. Поднявшись по крыльцу и пройдя сени – притвор, попадали в квадратную в плане просторную трапезную. Средняя балка – матица перекрытия – поддерживалась двумя массивными резными столбами. Вдоль стен трапезной стояли лавки с резной опушкой. По оси трапезной находился вход в церковь в виде двойного портала, украшенного резьбой и росписью.

Длинные окна-прорези были также украшены резьбой и кованой решеткой. После широкой и низкой трапезной высокий объем церкви казался ещё выше благодаря двум стройным резным столбам, поддерживавшим вторую матрицу. За ними находился тябловый иконостас с ярусами икон, освещенных четырьмя окнами.

Храмы рассматриваемого типа имели множество различных вариантов и возводились народными зодчими многих местных школ. Для храмов, рубившихся в Западном Прионежье характерно дву- и даже трехкратное уширение срубов по высоте, т.е. устройство двух-трёх повалов. Выдающимся произведением этой школы является Успенская церковь в селе Кондопога, срубленная в 1774 году. Естественным основанием для храма послужил гранитный полуостров. Высокий четверик на подклете завершается подвалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала и перекрытый шатром. Средний повал восьмерика украшен фронтонным тесовым поясом, который не только декоративен, но уместен и функционально – он отводит со сруба потоки косого дождя. Тройное уширение столпа храма кверху, создающее ощущение его взлёта, также оправдано функционально – оно отводит падающую с карнизов воду как можно дальше от нижних венцов сруба. Все элементы композиции храма как бы помогают взлёту основного столпа, начиная с высокого сруба апсиды, обращенной к селу, и кончая гармонией восьмерика с двойным повалом и высокого шатра. Лучшие народные традиции и демократизм Успенской церкви выражены в архитектуре трапезной – просторной и светлой со скамьями вдоль стен и двумя резными столбами с «руками» – кронштейнами, поддерживающими потолок.

Поиск народными зодчими силуэтной и объёмной выразительности храмов привел к появлению в XVII веке ещё одной своеобразной школы в шатровом культовом зодчестве. Ею был создан тип церкви, крытой крещатой бочкой в которую врубался восьмигранный шатёр. Такое покрытие носило название «шатёр на крещатой бочке». Постройки данного типа сохранились в селениях на берегах рек Пинеги и Мезени. Помимо своеобразия силуэта, это покрытие позволяло выполнять узаконенное к тому времени пятиглавие и вместе с тем сохранять традиционную и ставшую национальной форму завершения храмов шатром. К выдающимся постройкам упомянутой школы следует отнести храмы села Юрома, расположенного на правом высоком берегу реки Мезени. Особенно интересной была церковь Михаила Архангела, срубленная в 1686 году. Высокий четверик церкви завершен своеобразной, вытянутой кверху крещатой бочкой с восьмискатным шатром. Интересно отметить наклон глав в сторону шатра. Это одна из многочисленных зрительных поправок – так называемых курватур, вносимых народными зодчми при возведении построек. В данном случае наклон глав к шатру способствовал созданию слитного и выразительного силуэта храма. Горизонтальная часть его композиции состояла из двухвсходного с бочечным завершением крыльца, каркасно-рубленых сеней и отапливаемой «по-черному» обширной трапезной. Нарастание этих объёмов, согласованных с почти двухметровым повышением рельефа, создавало ритмичный переход к вертикали, зрительно увеличивая и без того немалую высоту храма (42,5 м).

Сооружение шатровых храмов, сохранившихся с конца XVII века, было вызвано всё тем же стремлением к большей живописности и выразительности силуэта общественных зданий. Троицкая церковь в селе Нёнокса – единственный дошедший до нас пятишатровый храм. Все пять восьмериков украшены рублеными кокошниками. Шатры Троицкой церкви имеют стропильную конструкцию, сменившую в конце XVII века более трудоемкую рубленую. С запада к храму примыкала каркасная галерея – гульбище с тремя крыльцами.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Несколько практических рекомендаций
1. Каркас потолка можно собрать до окончательной отделки помещения. А вот модули с влагостойкостью ниже 95% следует монтировать только после завершения штукатурных работ, укладки ...

Технико–экономическое сравнение вариантов
Укрупнённые единичные расценки на земляные работы, устройство фундаментов принимаем по табл. Д.1. Рисунок 5.1 Технико–экономическое сравнение вариантов Таблица 5.1 Технико–экономи ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.padavia.ru