Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Культовые постройки

Культовые постройки

Страница 2

Наибольшее распространение во второй половине XVII–XVIII веков получили шатровые церкви, рубленные «восьмериком на четверике». Прием восьмерика на четверике позволял, сохраняя традиционную вертикальность основного объема храма (вертикальная ось), легко пристраивать к четверику крупные горизонтальные объемы трапезных, удлинявшие храмы по второй горизонтальной оси («кораблем»). К таким храмам относится Петропавловская церковь в селе Пучуга на Северной Двине, срубленная в 1698 году. Красота ее внешнего лишенного декоративных деталей облика заключалась в безупречной пропорциональности всех объемов, слагавших вертикальную и горизонтальную части постройки.

Интерьеры церкви, решённые в контрасте с ее суровым внешним обликом, – одно из высших достижений русского деревянного зодчества. Поднявшись по крыльцу и пройдя сени – притвор, попадали в квадратную в плане просторную трапезную. Средняя балка – матица перекрытия – поддерживалась двумя массивными резными столбами. Вдоль стен трапезной стояли лавки с резной опушкой. По оси трапезной находился вход в церковь в виде двойного портала, украшенного резьбой и росписью.

Длинные окна-прорези были также украшены резьбой и кованой решеткой. После широкой и низкой трапезной высокий объем церкви казался ещё выше благодаря двум стройным резным столбам, поддерживавшим вторую матрицу. За ними находился тябловый иконостас с ярусами икон, освещенных четырьмя окнами.

Храмы рассматриваемого типа имели множество различных вариантов и возводились народными зодчими многих местных школ. Для храмов, рубившихся в Западном Прионежье характерно дву- и даже трехкратное уширение срубов по высоте, т.е. устройство двух-трёх повалов. Выдающимся произведением этой школы является Успенская церковь в селе Кондопога, срубленная в 1774 году. Естественным основанием для храма послужил гранитный полуостров. Высокий четверик на подклете завершается подвалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала и перекрытый шатром. Средний повал восьмерика украшен фронтонным тесовым поясом, который не только декоративен, но уместен и функционально – он отводит со сруба потоки косого дождя. Тройное уширение столпа храма кверху, создающее ощущение его взлёта, также оправдано функционально – оно отводит падающую с карнизов воду как можно дальше от нижних венцов сруба. Все элементы композиции храма как бы помогают взлёту основного столпа, начиная с высокого сруба апсиды, обращенной к селу, и кончая гармонией восьмерика с двойным повалом и высокого шатра. Лучшие народные традиции и демократизм Успенской церкви выражены в архитектуре трапезной – просторной и светлой со скамьями вдоль стен и двумя резными столбами с «руками» – кронштейнами, поддерживающими потолок.

Поиск народными зодчими силуэтной и объёмной выразительности храмов привел к появлению в XVII веке ещё одной своеобразной школы в шатровом культовом зодчестве. Ею был создан тип церкви, крытой крещатой бочкой в которую врубался восьмигранный шатёр. Такое покрытие носило название «шатёр на крещатой бочке». Постройки данного типа сохранились в селениях на берегах рек Пинеги и Мезени. Помимо своеобразия силуэта, это покрытие позволяло выполнять узаконенное к тому времени пятиглавие и вместе с тем сохранять традиционную и ставшую национальной форму завершения храмов шатром. К выдающимся постройкам упомянутой школы следует отнести храмы села Юрома, расположенного на правом высоком берегу реки Мезени. Особенно интересной была церковь Михаила Архангела, срубленная в 1686 году. Высокий четверик церкви завершен своеобразной, вытянутой кверху крещатой бочкой с восьмискатным шатром. Интересно отметить наклон глав в сторону шатра. Это одна из многочисленных зрительных поправок – так называемых курватур, вносимых народными зодчми при возведении построек. В данном случае наклон глав к шатру способствовал созданию слитного и выразительного силуэта храма. Горизонтальная часть его композиции состояла из двухвсходного с бочечным завершением крыльца, каркасно-рубленых сеней и отапливаемой «по-черному» обширной трапезной. Нарастание этих объёмов, согласованных с почти двухметровым повышением рельефа, создавало ритмичный переход к вертикали, зрительно увеличивая и без того немалую высоту храма (42,5 м).

Сооружение шатровых храмов, сохранившихся с конца XVII века, было вызвано всё тем же стремлением к большей живописности и выразительности силуэта общественных зданий. Троицкая церковь в селе Нёнокса – единственный дошедший до нас пятишатровый храм. Все пять восьмериков украшены рублеными кокошниками. Шатры Троицкой церкви имеют стропильную конструкцию, сменившую в конце XVII века более трудоемкую рубленую. С запада к храму примыкала каркасная галерея – гульбище с тремя крыльцами.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Методы производства строительно-монтажных работ
При выборе методов производства работ нужно стремится к комплексной механизации работ с применением новых высокопрочных машин, ориентироваться на прогрессивные методы труда. Приме ...

Проверка несущей способности куста свай
Для оценки общей устойчивости свайного фундамента и определения его стабилизационной осадки необходимо определить вертикальные напряжения в грунте в плоскости, проходящей через ос ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru