Культовые деревянные постройки относятся к более ранним сооружениям, в отличие от светских. В соответствии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большего центрального – для самой церкви и двух меньших – для притвора (сеней) – на запад и алтаря (апсиды) – на восток.
На Руси существовали два типа деревянных церквей. Первый – прямоугольный в плане сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, которая увенчана главкой. К этому основному объему примыкают более низкие срубы с восточной (алтарь) и западной стороны (притвор), также покрытые двускатной кровлей (такова Лазаревская церковь Муромского монастыря в Карельской АССР, 14 в.). Второй тип – так называемые шатровые церкви, характерный признак которых – высокая центральная башня с маленьким куполом. Шатровые церкви отличаются большой динамичностью и живописностью. В общем городском или сельском ансамбле они выделялись своей устремленностью вверх, монументальностью, нарядностью.
Церковь Ризоположения из с. Бородава Вологодской области срублена в 1486 году и состоит из двух разновысоких срубов. Двускатная кровля церкви сделана с переломом (полицами), а апсида завершена изящной бочкой. Вокруг притвора – галерея на столбах – гульбище.
Георгиевская церковь в селе Юксовичи, срубленная в первой половине XVI века и стоящая на высоком берегу древнего Юксовского озера, отличается ярко выраженной композицией из трех высоких четвериков, увенчанных крутыми двускатными кровлями. Центральный четверик с широкими плавными повалами имеет двойные полицы. В давние времена центральный и западный срубы с трех сторон окружала открытая галерея, устроенная на консольных выпусках бревен подклета, на которую с запада вело одновсходное крыльцо.
Своеобразен по силуэту и, видимо, нередко в древности применялся вариант завершения клетской церкви в виде крещатой бочки, также служившей основанием для главы. Единственный пример такого завершения, дошедший до нас, – это клетская церковь Преображения. Здесь блестяще использован прием контраста прямолинйного очертания кровли и плавных линий завершения.
Необходимость увеличения площади храмов – единственных общественных зданий в Древней Руси – привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих увеличить площадь при сохранении длины бревен. Так, появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах».
Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра.
Формы деревянных шатровых храмов, великолепным примером которых могут служить Никольская церковь в селе Панилове и церковь Климента в селе Уне (1501), Архангельской области, оказали сильное влияние на храмовую архитектуру 16 в. Деревянная храмовая архитектура продолжала развиваться в 17 и 18 вв. Именно в это время она обрела свои зрелые формы, о чем свидетельствует замечательная церковь погоста Кижи.
Вертикали шатровых храмов как нельзя лучше подчеркивали спокойные очертания ландшафта Центральной и Северной Руси. Внешние и внутренние объемы высоких храмовых сооружений далеко на всегда совпадали. Для придания большей соразмерности внутренние помещения храмов посредством подшивных потолков сокращались до 1/5 -1/3 их внешних объёмов, высоты которых рассчитаны на восприятие с дальних расстояний и нередко достигали 35–45 м.
Только на Русском Севере сохранились храмы «о двадцати стенах», т.е. шатровые восьмерики с четырьмя прирубами. К ним относятся Введенская церковь в селе Сура и Богородицкая церковь в селе Заостровье на Северной Двине, построенная в 1726 году. Все четыре прируба у них крыты бочками при разной композиции и пропорциях.
Помимо восьмериковых храмов, шатровое завершение которых было конструктивно оправдано, позднее получили распространение крещатые в плане церкви, что также позволяло увеличить их площадь. Восьмерик ставился на на среднюю квадратную часть крещатой церкви. В древнейшей из дошедших до нас церквей этого типа – церкви Климента в селе Уна на побережье Белого моря, срубленной в 1501 году, выступы крещатого сруба были покрыты двойными бочками, создающими постепенный переход к центральному восьмерику, крытому шатром.
Интересное композиционное решение крещатого храма имеет Успенская церковь в селе Варзуга – одним из древнейших поселений на Кольском полуострове. Здесь на центральный квадрат крещатого сруба поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники, поставленные на углах четверика. Внизу с трех сторон примыкает галерея с тремя крыльцами. Идея взлёта вверх в архитектуре церкви села Варзуга блестяще разрешена: от низкой, словно приближавшейся к земле галереи взгляд как бы бежит по ступеням – ярусам бочек-кокошников и затем подхватывается вертикалью шатра.
Основы оценки территории
Особенности оценки земли, прежде всего, связаны с теми целями, ради которых необходимо знать точную стоимость данного земельного участка. Современная правовая база России исключае ...
Галерейные дома
У галерейных и коридорных домов есть общие черты. И тот, и другой тип дома в основе своей планировочной структуры имеют развитую горизонтальную коммуникацию, при помощи которой кв ...