Новая архитектура » Памятники архитектуры г. Ельца » Основание храма

Основание храма

Страница 1

Двадцать второго августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца – Вознесенского собора. Огромное здание, на постройку которого только кирпича по смете архитектора требовалось более десяти миллионов штук, предполагалось построить за 6-7 лет. Но прошло ровно 44 года с момента торжественного богослужения в честь основания храма до торжества по поводу его освящения, состоявшегося 22, 24, 26 августа 1889 года.

Но и за долгих 44 года собор так и не был окончательно достроен. Не были выполнены предусмотренные проектом ажурные крыльца над северным и южным входами, храм остался без мощной колокольни, которая должна была взметнуться на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, неполностью была закончена роспись стен.

Идея строительства нового большого собора зародилась у ельчан давно. Еще в 1800 году ктитор старой соборной церкви Федор Сафронович Попов предложил прихожанам приняться за постройки нового храма и стал заготавливать камень. С 1815 года начался сбор пожертвований, учет которых велся по традиции в специальной «снуровой» (прошнурованной) книге. Это была подлинно народная стройка. «Доброхотные» пожертвования собирались более 75 лет, и не только в Ельце, но и в Петербурге, Москве, на знаменитой в России Нижегородской ярмарке.

Сколько же стоил собор? Думается, не менее 2,5-3 миллионов рублей в ценах тех лет. Правда, в смете архитектором названа сумма 564256 рублей

ассигнациями. Но эта сумма занижена. Только кирпичная кладка стоила не менее полумиллиона.

Расчет показывает, что огромный сводчатый подклет из крупных тесаных камней, а их уложено 50 тысяч штук, с фундаментом и цоколем обошелся примерно в такую же сумму. Прибавим к этому стоимость остальных строительных конструкций – окон, дверей, завершения, внутренней штукатурки и лепки. Богатая отделка, настенная роспись, исполненная выдающимися живописцами, великолепный иконостас, отличные мозаичные полы – все это оплачено народными пятаками и гривенниками многих сотен тысяч наших соотечественников трех поколений.

Приходилось слышать, что финансирование стройки вели в основном елецкие купцы-толстосумы. Однако по документам следует, что их взносы редко превышали 2-3 тысяч рублей, и часто выплата этой суммы оговаривалась равными долями на 10 лет. И лишь однажды купец М.П. Лавров пожертвовал 10 тысяч рублей ассигнациями.

Первый проект собора был разработан в 1824 году в классическом стиле «итальянской архитектуры». Его размеры поражали воображение. Храм должен был иметь 147 аршин в длину и 55 – в ширину (104 х 39 метров в плане). Проект был одобрен епархиальным начальством, но дальше дело не пошло.

В начале 1841 года харьковский губернский архитектор Данилов запроектировал елецкий собор «в византийском и частично в итальянском вкусе». Этот проект был одобрен Орловской строительной комиссией, но отклонен следующей инстанцией – комиссией проектов и смет главного управления путей сообщения и публичных зданий. Столичные специалисты сделали заключение, что размеры собора слишком велики, а имеющиеся средства недостаточны. Проект Данилова предусматривал длину здания в 31 сажень, ширину 11 и 16, высоту храма и колокольни – 22 и 32 сажени (соответственно 66, 23, 34, 46 и 68 метров).

Массовое строительство каменных церквей испытывало затруднение из-за разработки проектов. Царское правительство издало сборник типовых чертежей храмов различных размеров. Их автором был придворный архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881). По его проектам были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля, храм Христа Спасителя в Москве и ряд других сооружений. К.А. Тон считается создателем «русско-византийского» стиля, который к строительству Вознесенского собора стал господствующим в культовой архитектуре.

В мае 1842 года ктитор Иван Герасимович Петров отправился в Москву просить самого Тона составить проект и смету собора. Заказ был принят. В ноябре архитектор прислал проект , а в мае следующего года – смету.

Проект был одобрен 25 ноября 1843 года.

Размеры утвержденного здания превосходили предложения Данилова. К.А. Тон предусмотрел общую длину здания в 132 аршина, в том числе трапезной и храма соответственно 38 и 48 аршин (94, 27 и 34 метра). Высота храма с крестом – 105 аршин (74 метра).

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Календарное планирование строительства объекта
В качестве модели, отражающей технологические и организационные взаимосвязи процесса производства работ, используется сетевая модель. Сетевая модель изображается в виде графика, с ...

Теплопоступления от электрооборудования и освещения
Qэл=k×N N - мощность осветительных приборов или силового оборудования, Вт k=k1×k2×k3×k4 k1 = 0,7 - учитывает использование фактической мощности оборудовани ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru