Новая архитектура » Период советского авангарда » Кратко

Кратко

Страница 3

Основой всех публикаций по архитектуре является первый "слой". Здесь идет процесс накопления знаний, которые затем используются во всех остальных видах публикаций (включая энциклопедии, справочники, учебники, популярные книги и т.д.). В области внутринаучного общения (путем публикаций, научных конференций и т.д.) в последние годы между исследователями, специалистами по художественному авангарду, практически уже нет серьезных разногласий по основному вопросу - о роли отечественной архитектуры 20-х годов в развитии мировой архитектуры XX века. Сейчас уже общепризнанно, что такие творческие течения советской архитектуры, как рационализм и конструктивизм, такие творческие организации и учреждения, как Живскульптарх, АСНОВА, ОСА, АРУ и ВХУТЕМАС, вошли в историю мировой архитектуры, а наиболее влиятельные архитекторы советского авангарда (Н. Ладовский, А. Веснин, К. Мельников, И. Леонидов, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Голосов) по праву занимают место в ряду самых значительных архитекторов XX века.

Сложнее обстоит дело в профессиональной архитектурной среде. Далеко не все наши архитекторы до конца осознают роль и значение отечественного авангарда в формировании стиля XX века. Прежде всего это связано с крайне недостаточными публикациями. Книг по архитектурному авангарду очень мало, они издаются небольшими тиражами и сразу же становятся библиографической редкостью.

Влияет и то обстоятельство, что после изменения творческой направленности советской архитектуры в середине 50-х годов многие наши архитекторы вот уже почти полвека видят основные источники творческого вдохновения в зарубежной архитектуре. Как рухнули в 50-е годы наши отечественные архитектурные авторитеты, так до сих пор равных им по влиянию на архитектурную молодежь и не появилось. Но такие бесспорные авторитеты есть в нашей архитектуре; вернее, они были. Это лидеры архитектурного авангарда, творчество которых до сих пор привлекает пристальное внимание за рубежом не только исследователей, но и архитекторов, так как в произведениях этих мастеров, как сейчас выясняется, содержится много потенциальных возможностей для дальнейшего развития современной архитектуры. Эти потенции во многом не были использованы, так как развитие нашего архитектурного авангарда было резко и грубо прервано, что обеднило всю мировую архитектуру XX века. И только в последние годы, так сказать, задним числом, после введения в научный и творческий обиход новых материалов по советскому авангарду, стало ясно, что же потеряла в 30-е годы мировая архитектура в результате его безвременной "кончины" и отсутствия в дальнейшем объективной информации о его творческих достижениях. Сейчас многие зарубежные архитекторы, особенно молодые, с удивлением открывают для себя великое наследие советского архитектурного авангарда, которое вот уже второй раз оказывает влияние на творческие поиски зарубежных архитекторов.

Влияет оно в настоящее время и на наших архитекторов, но, пожалуй, это влияние несопоставимо с тем реальным творческим потенциалом, который заключен в наследии авангарда. Взоры наших архитекторов все еще продолжают быть устремлены преимущественно на зарубежные архитектурные авторитеты, хотя многие зарубежные архитекторы такие авторитеты видят и в нашей стране, среди лидеров архитектурного авангарда. Чтобы изменить ситуацию, необходимо во много раз больше издавать книг об этом этапе развития советской архитектуры для внутрипрофессионального потребления.

Еще хуже обстоит дело с осведомленностью широких слоев населения нашей страны о творческих достижениях советского авангарда, о его роли в становлении и развитии архитектуры XX века. Нашему народу долго и упорно внушали, что левое изобразительное искусство и современная зарубежная архитектура (и советский конструктивизм) идеологически чужды советской культуре. Аргументации никакой не приводилось, все было на уровне пропаганды и заклинаний, что в наших условиях действовало безотказно.

В результате у подавляющего большинства нашего народа появилась некая аллергия ко всякого рода "абстракционизмам", "функционализмам" и "конструктивизмам". Что это такое, мало кто знал, но очень многие относились ко всему этому резко отрицательно. К великому сожалению, и до последнего времени так называемые "простые люди" еще не избавились от этой аллергии, что наглядно проявляется на выставках произведений как мастеров авангарда первой трети XX века, так и их современных последователей.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Численность населения, проживающего в микрорайоне
определяется для каждого квартала по формуле: где: S - площадь квартала, га; F - плотность заселения квартала, м2/га; f - норма жилой площади на одного человека, принимаем равной ...

Биография
Иван Егорович Старов, автор генерального плана Екатеринослава, родился 23 февраля 1744 года в Москве в семье дьякона. Он обучался в школе для детей "духовного чина". Ког ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru