Новая архитектура » Период советского авангарда » Кратко

Кратко

Страница 2

В начале 20-х годов в ходе интенсификации творческого взаимодействия различных видов искусства происходили сложные процессы передачи эстафеты от левого изобразительного искусства архитектуре, которая брала на себя роль лидера в дальнейшем формировании и развитии нового стиля.

В нашей стране авангард в области архитектуры - это конец 10-х - начало 30-х годов, т.е. это всего 15 лет (1919-1934). Причем начиная с 1932 года в советской архитектуре под воздействием партийно-административного руководства страны стала быстро и резко изменяться вся творческая направленность художественных поисков. Быстро набирала силу тенденция использования в современных сооружениях архитектурных форм прошлого. Сторонники авангарда ряд лет вели, что называется, арьергардные бои за сохранение достижений нового стиля, но уже к середине 30-х годов архитектурный авангард практически прекратил свое существование в проектной практике, хотя еще до 1937 года продолжали вступать в действие сооружения, которые были запроектированы сторонниками авангардных течений в начале 30-х годов.

В последующую четверть века, когда в советской архитектуре господствовала тенденция ориентации на освоение наследия, этап архитектурного авангарда оценивался резко отрицательно.

В результате многие ценные исторические материалы этого периода (проекты, макеты, документы и т.д.) были утрачены или сохранялись лишь в частных архивах. А между тем его творческое наследие является достоянием не только нашей отечественной, но и всей мировой культуры. Поэтому выявить и сохранить как постройки, так и проекты архитектурного авангарда - это не только наш патриотический, но и интернациональный долг.

Наследие остальных трех европейских центров, активно влиявших на формирование стиля XX века, уже давно выявлено, тщательно изучено и введено в творческий и научный обиход (через публикации, выставки). Творческое же наследие нашего авангарда стало выявляться, сохраняться и изучаться с большим опозданием. Лишь в 70-е и 80-е годы, когда историки архитектуры уже проделали большую предварительную исследовательскую работы, стал постепенно нарастать процесс введения наследия советского архитектурного авангарда в научный и творческий обиход. И все же до последнего времени это наследие еще не заняло законно принадлежащего ему места в истории отечественной культуры прежде всего потому, что объемы публикаций о нем поистине ничтожны. Они ничтожны прежде всего по сравнению с той ролью, которую наш советский авангард сыграл в истории мировой архитектуры XX века.

В архитектуре любой развитой страны, как правило, трудно найти такой значительный для ее развития этап, который не был бы достойно отражен в изданиях и о котором не имели бы достаточной информации граждане данной страны. И уж тем более, если речь идет о периоде, значение которого выходит за пределы национальной культуры и внимание к которому проявляют исследователи и историки многих стран. Такие периоды изучаются с особой тщательностью, и их материалы детально и широко публикуются.

Так происходит практически во всех развитых странах, но только не у нас.

Трудно поверить, но о нашем художественном авангарде больше известно за рубежом, чем в нашей стране. За последние десятилетия за рубежом вышло в несколько раз больше публикаций о советском авангарде, чем у нас. Это относится и к архитектурному авангарду. Наш читатель до сих пор не имеет книг о творчестве многих лидеров и сторонников основных творческих течений авангарда, нет книг о самих творческих течениях и связанных с ними организациях, наиболее значительных постройках, конкурсах и т.д.

С большой долей условности литературу по архитектуре можно разделить на три "слоя". Первый - это публикации для внутринаучного потребления. Это, как правило, материалы исследований. Такие издания публикуются малыми тиражами и рассчитаны на научных работников. Второй "слой" - это издания для внутрипрофессионального потребления. Они рассчитаны на архитекторов, представителей смежных творческих профессий, искусствоведов. Книги этого слоя издаются умеренными тиражами. Третий "слой" - это книги, издаваемые массовыми тиражами и рассчитанные на широкого читателя, интересующегося художественной культурой.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Программа проектирования. Исходные данные
Проект разработан для строительства пассажирского здания автобусного вокзала на 300 пассажиров в городе Тула. По заданию на проектирование стены выполнены из крупных панелей из ке ...

Нагрузки на фундамент от внутренних несущих стен
Определяем нагрузки на один погонный метр фундамента от наружных стен в осях 1 – (Б – В) при толщине стены 250 мм (с учетом веса стены) на уровне спланированной отметки земли. а). ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.padavia.ru