Новая архитектура » Альберт Шпеер и сложение имперского стиля в архитектуре Германии тридцатых годов » Истоки и учителя. Германская архитектура и интерпретации античности

Истоки и учителя. Германская архитектура и интерпретации античности

Страница 1

«Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, неподражаемыми, - это подражание древним»

Теоретические основы греческого искусства как некоей модели и образца духовных принципов, которые надо развивать в теоретических основах дошли до Шпеера не только непосредственно, но и через целый ряд промежуточных ступеней, среди которых, прежде всего, необходимо выделить большой пласт теоретического материала, оказавшего влияние на А. Шпеера не менее, чем традиции мюнхенского классицизма Лео фон Кленце и предельно близким к Шпееру работам Трооста.

Иоганн Иоахим Винкельман являлся наиболее ярким представителем «просветительского классицизма». Его прямым влиянием на архитектуру невозможно пренебречь; на протяжении последующих десятилетий в Германии не было теоретика архитектуры, так или иначе, не ссылавшегося на авторитет И.И. Винкельмана при изучении античности.

Прямых ссылок на теорию И.И. Винкельмана обнаружить не удалось, однако целый ряд впечатлений А. Шпеера от изучения античных храмов обнаруживают явные следы влияния И.И. Винкельмана. И хотя сам А. Шпеер напрямую на это не ссылается, очевидно, что мысли И.И. Винкельмана настолько вошли в историю, что «потеряли автора».

Следует отметить, что свой взгляд на античное наследие А. Шпеер перенял от мастеров эпохи романтизма. После И.И. Винкельмана, немцы большое внимание уделяли изучению трактатов своих предшественников, перенимая их взгляды на античность.

Совершив ряд поездок по югу Италии, И.И. Винкельман написал «Замечания об архитектуре древних храмов на Сицилии», где восхищался выполненными архитектором-палладианцем Р. Милном зарисовками колонн и больших выступающих антаблементов сицилийских храмов.

А. Шпеер в своих дневниках писал, что сицилийские руины храмов в Сегесте.

Храм С. Фасад (реконструкция)Сиракузах Селинунт., Селинунте и Аргентине очень обогатили его впечатление о поездке в Грецию. При осмотре храмов он с удовлетворением отметил, что и античность не была свободна от приступов гигантомании, подчеркивая, что греческое наследие отошло от высоко ценимых на родине принципов меры. «Образцом стиля» И.И. Винкельман называет Пестум, который, в свою очередь, А. Шпеер воспринял как «нечто совершенно вершинное».

В своей работе 1762 года, когда были изданы «Замечания об архитектуре у древних», возникшие в результате изучения античных храмов, расположенных в южной Италии. И.И. Винкельман определил «существенное и изящное» в «древнегреческом» (дорическом) ордере. Он подчеркнул главное достоинство – простоту, противопоставив ее вычурности архитектуры барокко.

К «существенному» в архитектуре относятся материал и способ строительства, частично форма здания и ее необходимые части. «Изящное» (красота) связано с «декором», понимаемом не как аппликация, а как производная от «существенного». Образцом стиля он назвал храм в Селинунт. Храм С. Колоннада (восстановлена) Пестуме. И.И. Винкельман мечтал использовать греческую античность для создания «германской национальной архитектуры». Несмотря на то, что И.И. Винкельман являлся лишь теоретиком, его работы имели большое значение для истории архитектуры Германии. Его подход к изучению памятников античности был перенят многими поколениями немецких архитекторов и, как мне кажется, оказал существенное влияние на формирование архитектурных взглядов Альберта Шпеера. Исследователь В.Ф. Асмус писал, что для отсталой Германии эстетика Винкельмана была идейной силой, пробудившей сознание. Недостатки этой теории были поняты значительно позднее, а в то время ей отдавали предпочтение в ряде европейских стран. Переведенная на многие языки, «История» стала настольной книгой классицистов многих областей искусства, в том числе архитектуры, вставшей на путь воплощения идеалов «благородной простоты». Этот тезис явился требованием времени, противопоставив пышному искусству барокко «золотую меру» классицистических законов формообразования. Распространению этих идеалов способствовало появление в Германии Академий искусств и собрание в музеях произведений античного искусства.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Анализ существующих схем и план развития Архангельского нефтяного терминала. Существующее положение терминала
В настоящее время на территории Архангельского терминала осуществляется перевалка (прием, хранение и отгрузка) светлых и темных нефтепродуктов в количестве до 3,0 млн. т/год. Хран ...

Локальная смета №4 на монтаж слаботочных сетей
№ п/п Шифр расценки Наименование работ и затрат, единицы измерения Количество Стоимость единицы, руб. Общая стоимость, руб. Затраты труда рабочих, ч-час Всего в т.ч. з/пл осн.раб. ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru