Новая архитектура » Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста » Место Парфенона в Афинском Акрополе

Место Парфенона в Афинском Акрополе

Страница 1

Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство. В произведениях эллинских зодчих часто используется принцип "золотого сечения". Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции "золотого сечения".

Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Парфенон поставлен на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.

В отличие от других храмов греческой храм строился не для сборища народа. В Греции человек молился и делал жертвоприношения сам у себя дома, к храму же он приближался почти всегда в общественных процессиях.

Главное назначение Парфенона - быть центром для праздничных торжеств. В то же время он являлся хранилищем, где сберегались общественные деньги, а также сокровищницей, где хранились массы произведений искусства и ценных предметов. Поэтому его можно было без всякого неудобства поместить на некотором расстоянии от населенной части города, и, кроме того, его надо было обезопасить от злостных нападений. Акрополь, со своей малодоступной вершиной, своими стенами, широкой лестницей для процессий, был самым подходящим местом для такого храма.

Размеры храма, как правило, приспосабливались для того, чтобы он служил укрытием для статуи божества, которому поклонялись, и обычно они соответствовали размерам футляра для заключавшейся в нем статуи, иногда превышали их. В наиболее древних храмах и во многих более поздних покрытая крышей часть чрезвычайно мала.

В Парфеноне внутреннее помещение, или наос, имеет девятнадцать метров в ширину и тридцать в длину. Еще более достойно замечания, что, кроме незначительной величины внутренней закрытой части храма, это относительная высота храма и самой статуи бога. Высота статуи была пятнадцать метров без копья, а кровля наоса на высоте всего двадцати метров.

В своей первичной форме статуя бога не был статуей. Это было приношение, дорогая вещь, талисман, наделенный магической силой. Ничего не было более естественного, как хранить вместе с ним, в том же самом каменном хранилище, и прочие предметы национальных сокровищ. Вот почему внутреннее помещение святилища подразделялось на две части, и задняя его половина, опистодом, становится кассой для общественных денег.

Кроме того, в наосе складывались разные драгоценные предметы, так же как в ризницу складываются церковная утварь, украшения, канделябры, чаши, кадильницы. В Парфеноне хранились золотые и серебряные вазы, чаши, золотые венки, щиты, шлемы, золоченые мечи, серебряные вызолоченные маски, застежки, золотые змеиные и львиные головы, статуя молодой девушки на колонне, разнообразные лиры, головы из Хиоса и Милета и пр. Греки не видели ничего оскорбительного для богини в том, что они собирали около нее разные предметы роскоши и произведения искусства, напоминавшие о славе и громко говорившие о величии Афин.

Храм имел еще и третье значение. Он был святилищем. Все в нем было устроено так, чтобы верующий видел статую своего бога в положении, производящем наибольшее впечатление. Прежде всего, часть здания освещалась дневным светом через специально оставленное в крыше отверстие, и свет падал сверху. Когда открывалась дверь и поднимался или опускался занавес перед изображением божества, процессия поклонников лицезрела огромную статую, окруженную как бы особого рода сиянием. Все ее формы выступали особенно рельефно, драгоценные камни в глазах блестели, золото сверкало, слоновая кость принимала теплый оттенок; она казалась одухотворенной какой-то особой идеальной жизнью.

Двойная внутренняя колоннада разделяла наос на три части, или нефа. Сама колоннада была устроена для создания эффекта перспективы. Она была двухэтажной. Художник нашел, что статуя будет казаться больше, если рядом будет сооружение менее высокое; это придаст статуе впечатление ее большей высоты, а, значит, величие божества от этого только выиграет.

Внутренняя ограда должна была охранять священную статую божества, допуская лицезреть ее только в определенные часы. Ограда внешняя должна была предшествовать и составлять ему как бы великолепный и торжественный кортеж.

Внешняя колоннада похожа на медленно двигающуюся процессию, остановившуюся в своем движении. Эта колоннада двойная с лицевого и заднего фасада, но это отнюдь не закрывает двери, открывающейся прямо напротив статуи. Она только опоясывает здание, придавая ему величие и блеск, но не внушая никакого представления о преграде. Богиня охотно показывается людям, и эти большие колонны, залитые светом и как бы застывшие в своем движении, являются как бы первым рядом процессии, свободно обтекающей вокруг национального Гения.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru