Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Преображенская церковь

Преображенская церковь

Страница 1

Одной из самых значительных построек на острове Кижи является Преображенская церковь. Основу этого, казалось бы, очень сложного сооружения составляет мощный восьмигранный сруб. С четырёх сторон света к основному срубу прилегают четыре прируба, которые обеспечивают устойчивость сооружению и увеличивают объём помещения – церковь посещало большое число прихожан.

Прирубы имеют ступенчатое покрытие. Каждая ступень завершается бочкой – своеобразной кровлей килевидного сечения и главкой.

В месте сопряжения основного восьмерика с меньшим, поставленным на него, каждая грань основания венчается таким же покрытием. Второй восьмерик в месте сопряжения с третьим окаймляет пояс из четырёх бочек с главками. С восточной стороны к основному прирубу сделан алтарный прируб, который также завершается главкой. С запада церковь опоясывает обширная трапезная.

Такова общая композиционная схема церкви.

Однако для привычной конструкции – восьмерик с четырьмя прирубами – найдено новое завершение из 22 главок, что придало сооружению торжественность и величие, выразительный, чёткий силуэт. При всей своей торжественности здание лишено и намёка на вычурность; при убедительной высоте – стремления подавить близлежащее пространство; при объединении многочисленных составляющих – впечатления случайного нагромождения самостоятельных объёмов.

Многочисленность главок не создаёт впечатления дробности и монотонности, что достигается варьированием их размеров и заданным им ритмом. Значительную роль играет здесь и перспектива, активно «работающая» на восприятие сооружения. Центричность, высотность, всефасадность – вот главные принципы, положенные в основу сооружения. Так, для создания оптической иллюзии, способной зрительно увеличивать высоту отдельных элементов и памятника в целом, зодчие пошли на отклонение от вертикали северного и южного прирубов. Аналогичный приём обнаружен и при измерении диаметра барабана центральной главы: внизу он на 7 сантиметров шире.

Крыльцо церкви – это трибуна, обращённая ко всему крестьянскому миру, к озеру, ко всему погосту. Крыльцо просторное, широкое, торжетвенно парадное. Два лестничных марша, словно две руки, застывшие в свободном радушном жесте, приглашающем войти каждого, кто пожелает. Нижние площадки перекрыты двускатными кровлями, покоящимися на четырёх резных столбах, а верхняя площадка, или рундук, как его называли встарь, лежит на мощных кронштейнах – выпусках из семи крепких брёвен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей двускатной кровлей, благодаря которой всё крыльцо приобретает целостность и завершённость.

Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжёлыми дверными створками – вход в церковь. За ним – низкая, довольно непритязательная внутри галерея – сени. Здесь отдыхали и дожидались службы приезжие из отдалённых деревень; для них вдоль стен сделаны широкие и удобные лавки. Маленькие косящатые оконца скупо освещают тёмные бревенчатые стены и односкатную кровлю.

Против двери крыльца – светлое, высокое, приподнято – торжественное. Свободный и обширный объём восьмерика сливается с окрытым пространством высоких приделов.

Над головой – висячее «небо». Так называется на севере расписной потолок, состоящий из шестнадцати огромных щитов – икон, веером расходящихся от центрального круга. Обилием и многообразием скульптурных форм и мотивов, блеском и виртуозностью мастерства поражает иконостас, поставленный уже позднее, во второй половине XVIII века. Колонки и карнизы сплошь покрыты затейливым орнаментом из широких листьев и виноградных лоз; великолепно сработана и сложная ажурная резьба царских врат.

Важное значение имеет и ярусное построение всей композиции. Основанием иконостаса служат широкие, наибольшие по величине, иконы местного ряда. Их сменяет поставленный выше праздничный ряд, продолговатые доски икон которого служат переходом к деисусу. Иконы последнего, пророческого, ряда выполняют роль декоративного фриза. Почти все иконы местного ряда – житийные: центральная часть композиции, так называемый средник, с изображением главного персонажа, окаймляется серией картин-клейм, подробно рассказывающих о жизненном пути главного героя.

Помимо иконостаса, убранство собора состоит из двух филёнчатых, позднего происхождения клиросов. У левого клироса укреплён большой восьмиконечный крест. Несколько неожиданны в церковном помещении лавки, сделанные по образцу и подобию встроенных скамей трапезной. Скамьи эти – убедительное свидетельство того мирского начала, которое положено в основу общего решения храма. Высокое, подобное трибуне крыльцо, просторная трапезная, да и само церковное помещение служили местом для оживлённого обсуждения мирских вопросов, подчас не связанных с отправлением религиозного культа.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Монтаж балок покрытия
Для установки балок покрытия на опорные части колонн наносят риски осей зданий (если они не были нанесены при геодезической съемке). Опорные узлы для установки балок подготавливае ...

Стропильная система и кровля
Крыша двухскатная. Конструктивная схема стропильной системы – наклонная. Она представляет собой двойной ряд параллельно расположенных наклонных балок – стропильных ног сечением 50 ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.padavia.ru