Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Типы поселений

Типы поселений

Страница 2

Таким образом, в облике общественного центра селения находят отражение утилитарные, эстетические и духовно-нравственные потребности народа; он становится своеобразным символом, знаком освоенного человеком жизненного пространства.

Русский храмовый комплекс в городах и крупных селениях нередко состоял из двух церквей. Длительный зимний период заставлял возводить рядом с основным (летним) храмом отапливаемую зимнюю (тёплую) церковь, при которой обычно рубилась мирская часть культового комплекса – трапезная. В XVII веке были выделены в отдельные постройки колокольни. Итак, в XVII–XVIII веках русский храмовый комплекс состоял чаще всего из трёх сооружений – двух храмов и колокольни. Нередко он обносился рубленой оградой, в которой размещались торговые лавки.

Изучение сохранившихся ансамблей и реконструкция утраченных привели к выводу, что в народном деревянном зодчестве при размещении построек общественных центров были выработаны две принципиальные системы их взаиморасположения в целях максимального раскрытия всех построек со всех сторон: по диагонали относительно друг друга (при двух и трёх компонентах) и по концам треугольника (для трёх компонентов).

Стремление к наилучшей обозреваемости двух построек (пар) – церкви и колокольни – привело к самому оптимальному варианту решения: колокольня располагалась не по какой-либо оси храма, а по диагонали к нему, благодаря чему оба сооружения со всех сторон воспринималось раздельно. Колокольня возводилась с западной стороны церкви и смещалась к югу или к северу от её оси, чтобы она лучше всего воспринималась раздельно. Колокольня возводилась с западной стороны церкви и смещалась к югу или к северу от её оси, чтобы она лучше всего воспринималась со стороны подхода, вторая основному сооружению и, за редким исключением, сохраняя за ним главенствующую роль в композиции.

Расположение трёх построек характерной для русского погоста триады по диагонали друг к другу – естественное развитие двухчастной диагональной композиции. Колокольня, как бы связывая воедино оба храма, ставилась между ними так, как, например, в ансамбле Усть-Кожского погоста в бассейне реки Онеги.

Храмовый комплекс размещён на высоком берегу реки Кожи между двумя деревнями села. Колокольня (первоначально шатровая) связывает два контрастных по композиции храма – вертикаль шатровой Крестовоздвиженской церкви и пятиглавую кубоватую Климентовскую церковь с горизонтальным объёмом трапезной.

Диагональная система взаиморасположения трёх построек погоста не исчерпала его композиционных возможностей. Разместив постройки по концам треугольника, народные зодчие ещё более широко раскрыли общественный центр для восприятия с разных направлений. Приём этот применялся особенно часто и дал наибольшее количество вариантов, так как композиция каждого храмового ансамбля была органично связана с природной средой и планировкой селения.

Треугольная система взаиморасположения обеспечивает максимальное (круговое) восприятие всех построек ансамбля; благодаря этому любой из храмовых ансамблей при восприятии с разных направлений образует множество силуэтных сочетаний, непрерывно меняющихся по мере движения. Одна из закономерностей человеческого зрения, выражающаяся в полноценном восприятии какого-либо элемента по всей его высоте только с расстояния, равного примерно двум его высотам, видимо, была хорошо известна народным зодчим, так как соблюдение этого принципа наблюдается во всех известных нам храмовых ансамблях.

Во всех ансамблях выдержан и весьма существенный принцип соподчинённости, заключающийся в том, что объёмная композиция и масштаб двух построек подчинены третьей – композиционному ядру ансамбля.

И, наконец, в композиции каждого ансамбля народные зодчие соблюдали один из двух принципов сопоставления объемов – подобия или контраста. В композиции ансамбля села Турчасово использованы оба принципа: шатёр колокольни вторит шатру Благовещенской церкви, а кубоватые завершения её приделов как бы перекликаются с пятиглавым кубом церкви Преображения, с формами бочек её приделов и апсиды. Одновременно с этим шатровые и кубоватые завершения сооружений ансамбля контрастно противопоставляются, создавая необходимую в силуэте гармонию прямолинейных и криволинейных контуров.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Используемые материалы
Из материалов понадобится шпаклевка для выравнивания изъянов стен и, конечно же, клей. Клей или клейстер на основе муки можно приготовить самому, его рецепт широко известен, поэто ...

Расчёт многопустотной плиты по предельным состояниям первой группы
Исходные данные. Многопустотная плита из тяжелого бетона класса В40 опирается поверху на железобетонные ригели каркаса, пролет ригелей – lp=5,9м. Нормативное значение временной на ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.padavia.ru