К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений – деревню, село и погост. Деревни включали от двух-трех дворов до десяти-пятнадцати. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.
Cелом с X века называли княжеское загородное имение (чаще говорили «сельцо»). Потом селом стали называть большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь (к приходу этой церкви и были приписаны все крестьяне деревень, составлявших село). При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.
Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси – «жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов».
Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд – лицами на улицу, а дворами к реке. «На задах» села «стайкой» стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним подъезд нужен. Ветряки эти бывали двух типов – столбовки и шатровки. В столбовке поворачивалась «по ветру» вся мельница, стоящая на одной ноге, сложенной из бревен в режь. А в шатровке вертелась лишь верхушка шатра с крыльями. Дополнялся такой сельский (или деревенский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями, да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно помер без покаяния.
Центром села всегда оставалась церковь. А в деревне, соответственно, часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга. Однако церковь в одиночестве редко ставилась. В селах победнее рядом стоят церковь и колокольня. А в богатых селах – летняя церковь, зимняя (отапливаемая) церковь и колокольня (так называемый «северный тройник»).
Природно-географические условия рек, озёр и морей были различны, что естественно сказывалось на композиции гнёзд селений – приречных, приозёрных или приморских. Следует отметить важное качество, присущее творцам народного зодчества, – развитое чувство ансамблевости. Бревенчатая клеть (сруб), являвшаяся основой всех сооружений, была также основной их мерой – модулем. Благодаря модульности, обусловленной средней природной длиной бревна, города и селения воспринимались как единое целое. Органичное единство всей застройки усиливалось, кроме того, наличиемодного строительного материала и единой техникой обработки. Стремление же к неповторяемости каждого сооружения не позволяло единству перейти в однообразие.
Особенно больших художественных высот народные зодчие сумели достичь при возведении храмовых ансамблей – многофункциональных общественных центров городов и селений. Формирование ансамбля погоста начиналось, по сути дела, с выбора места в расчёте на наилучшее восприятие его основных направлений. «На выбор местоположения для погоста русские строители обращали большое внимание, и часто трудно придумать более естественную связь между постройками и их природным окружением, чем та, которая в них существует» (С.Я. Забелло).
Конечно, помимо композиционных соображений, на выбор места для общественного центра влиял ряд иных причин, зачастую сугубо практических и весьма важных. Это прежде всего забота о сбережении главных построек селений от огня, в связи с чем погосты размещались либо поодаль от селения, либо на незастроенной территории в его центре, что способствовало также лучшей обозреваемости общественного центра. Несомненно, на выбор места оказывал также влияние культ местных святых, берущий начало ещё со времён язычества. Так, многие церкви и особенно часовни ставились нередко «в рощеньях», на местах древних языческих капищ.
Расчёт прочности колонны. Сбор нагрузок на колонны
Сетка колонн 5,9х6,4 м, высота первого этажа 4,2 м, высота последующих 4,2 м, количество этажей 3. Нормативная нагрузка 3,5 кПа, район строительства - г Кострома. IV – снеговой ра ...
Определение прогиба стрелы
Рис. 14 М – эпюра моментов от веса груза; М1 – эпюра моментов от единичной силы; Прогиб: У = 1/ Е Jх ∑ Sτ ∙ Δ τ; где: Е = 0.2 ∙ 10 мПа – модуль уп ...