Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Типы поселений

Типы поселений

Страница 1

К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений – деревню, село и погост. Деревни включали от двух-трех дворов до десяти-пятнадцати. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

Cелом с X века называли княжеское загородное имение (чаще говорили «сельцо»). Потом селом стали называть большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь (к приходу этой церкви и были приписаны все крестьяне деревень, составлявших село). При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси – «жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов».

Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд – лицами на улицу, а дворами к реке. «На задах» села «стайкой» стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним подъезд нужен. Ветряки эти бывали двух типов – столбовки и шатровки. В столбовке поворачивалась «по ветру» вся мельница, стоящая на одной ноге, сложенной из бревен в режь. А в шатровке вертелась лишь верхушка шатра с крыльями. Дополнялся такой сельский (или деревенский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями, да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно помер без покаяния.

Центром села всегда оставалась церковь. А в деревне, соответственно, часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь, то церковь всегда строилась на краю торга. Однако церковь в одиночестве редко ставилась. В селах победнее рядом стоят церковь и колокольня. А в богатых селах – летняя церковь, зимняя (отапливаемая) церковь и колокольня (так называемый «северный тройник»).

Природно-географические условия рек, озёр и морей были различны, что естественно сказывалось на композиции гнёзд селений – приречных, приозёрных или приморских. Следует отметить важное качество, присущее творцам народного зодчества, – развитое чувство ансамблевости. Бревенчатая клеть (сруб), являвшаяся основой всех сооружений, была также основной их мерой – модулем. Благодаря модульности, обусловленной средней природной длиной бревна, города и селения воспринимались как единое целое. Органичное единство всей застройки усиливалось, кроме того, наличиемодного строительного материала и единой техникой обработки. Стремление же к неповторяемости каждого сооружения не позволяло единству перейти в однообразие.

Особенно больших художественных высот народные зодчие сумели достичь при возведении храмовых ансамблей – многофункциональных общественных центров городов и селений. Формирование ансамбля погоста начиналось, по сути дела, с выбора места в расчёте на наилучшее восприятие его основных направлений. «На выбор местоположения для погоста русские строители обращали большое внимание, и часто трудно придумать более естественную связь между постройками и их природным окружением, чем та, которая в них существует» (С.Я. Забелло).

Конечно, помимо композиционных соображений, на выбор места для общественного центра влиял ряд иных причин, зачастую сугубо практических и весьма важных. Это прежде всего забота о сбережении главных построек селений от огня, в связи с чем погосты размещались либо поодаль от селения, либо на незастроенной территории в его центре, что способствовало также лучшей обозреваемости общественного центра. Несомненно, на выбор места оказывал также влияние культ местных святых, берущий начало ещё со времён язычества. Так, многие церкви и особенно часовни ставились нередко «в рощеньях», на местах древних языческих капищ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru