Новая архитектура » Белокаменное зодчество » Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества

Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества

Владимирская архитектурная школа оказала сильное влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества.

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими. Лишь к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Архитектура московского княжества 14 – начала 15 века, получившая название «раннемосковского зодчества», унаследовала от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов, которые завершались традиционными полукруглыми закомарами.

Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке можно заметить балканские влияния. Многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры.

Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком «московского» и шире – «русского» направления в архитектуре.

Успенский собор на Городке в Звенигороде является одним из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, храм увенчан одним куполом.

С восточной стороны храма находятся 3 алтарные апсиды. Западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, которые завершаются закомарами.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени. Но на ряду с этим в наружной отделке появляется ряд новых мотивов: колончатый фриз заменяется лентами плоского орнамента, на углах появляется готического характера полуколонка с заостренной гранью, орнаментация капителей пилястр носит западноевропейский характер, алтарные окна очень вытянуты. Это также указывает на участие пришлых зодчих в строительстве того времени.

От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города.

Среди них можно выделить Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в 1427 г., Успенский собор на Городке в Звенигороде ,датируемый 1400 г., Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, построенный в 1422г.

В этих сооружениях зодчие приняли за основу план владимиро-суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения. Вместо этого они использовали характерные для киево-черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры.

Таким образом, московская школа зодчества уже на ранних этапах своего развития синтезировала искания местных архитектурных школ.

На северо-востоке Европейской части России, в расположенных рядом городах, находятся Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

Эти старинные города занимают одно из ведущих мест в истории развития такого искусства страны как архитектура. Становление архитектурной школы произошло здесь с XII по XIII века.

Ее отличительной чертой являлось то, что здания сооружались из особого материала – белого известняка, благодаря которому постройки и называют белокаменными. Также для нее характерны изысканные пропорции, искусная резьба по камню, кажущаяся легкость зданий и их гармоничное вписывание в ландшафт. Эти архитектурные особенности оказали огромное влияние на русскую архитектуру.

К белокаменным памятникам относятся 8 памятников и 2 архитектурных ансамбля.

Во Владимире и его окрестностях это Дмитриевский собор, Успенский собор, Владимирские Золотые ворота, Руины дворца (резиденции князя) Андрея Боголюбского в Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли.

К территории Суздаля относятся: Богородице-Рождественский собор, Спасо-Евфимиев монастырь, Архиерейские палаты Суздальского кремля, Покровский монастырь, Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Все эти постройки являются шедеврами русского зодчества, но наибольшую известность получили Успенский и Дмитровский соборы. Успенский собор, бывший главным храмом княжества, а потому богато оформленный золотом, хранит росписи Даниила Черного и Андрея Рублева, а также икону, ныне известную как Владимирская Богоматерь.

Смотрите также:

Определение номенклатуры и объемов внутриплощадочных подготовительных и основных строительно-монтажных работ
Подсчет объемов строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с правилами исчисления объемов работ технической части каждой главы СНиП IV-2-82. Исходными данными служа ...

Цветовое и световое решение предметных форм городского оборудования
В природе не существует бесцветной формы. Цвет в окружении человека воспринимается во взаимосвязи с объемно-пространственной формой, ее геометрией, величиной, массой, фактурой, по ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru