Новая архитектура » Градостроительство Средней Азии во второй половине XIII века – первой половине XIV века » Хорезм

Хорезм

В хорезмской строительной школе двойные купола, известные уже по предшествующей эпохе, получают последовательное развитие, преобразуясь, наконец, в купол тройной оболочки (усыпальница Суфи 70-х гг. XIV в. в Ургенче).

В области технологии строительных материалов в это время происходит процесс радикального изменения облицовочных материалов. Цветные поливные изразцы вытесняют былые кирпичные облицовки. Отныне цвет господствует в монументальной архитектуре Средней Азии.

Развитие архитектурной школы Хорезма шло своим путем, несколько иным, чем в Мавераннахре. Ее наиболее блестящие образцы находятся вне пределов Узбекистана (мавзолей Наджмеддина Кубра, так называемый Тюрябек-ханым, минарет Кут-луг-Тимура в Куня-Ургенче, мавзолей Мазлум-Слу в Миздахкане). На территории Узбекистана можно пока назвать лишь два мавзолея — Сейид-Алауддина в Хиве и Шейх-Мухтар-Вали в селении Остана.

Mosk-Najmeddin-kubra

Minaret-Kutlug-temur

Mizdahkan-Nazlim-Sulu

Sheykh-Mukhtar-Valy

Mukhtar-Valy-skhema

А Усыпальница Шейх-Мухтар-Вали (конец XIII— начало XIV в.) это довольно сложный комплекс, который включает мавзолей, большую мечеть, малую мечеть и группу смежных помещений подсобного и погребального характера. Общая композиция его следует осевому развитию не только в плане, но и в объемно-пространственном построении. Внешний облик комплекса формирует система больших и малых куполов, нарастающих к главному куполу большой мечети. Внутри — воздушная легкость тех же купольных оболочек, основанных на ячеистых и перспективно-рамных парусах. Простота и ясность конструктивных элементов логически обосновывают взаимосвязь частей и целого. Все это определяет тектоническую выразительность сооружения, лишенного какого-либо архитектурного декора.

Khiva._Said_Alauddin_Mausoleum1

Fragment nadgrobiya Seid-Alauddina

Усыпальница Сейид-Алауддина, отстроенная около 1303 года, в результате неоднократных реставраций сохранила лишь конструктивно-строительную коробку древней постройки с характерной системой многорядных консольно — сталактитовых парусов, утратив былой декор. Но в мавзолее чрезвычайно эффектна надмогильная сагана, облицованная майоликами таких интенсивно-синих и голубых тонов, с богатейшим, растительным по преимуществу орнаментом, что она воспринимается как творение не гончара, а, скорее, ювелира.

Со времени формирования огромной мировой державы Тимура в архитектуре Средней Азии происходят важные качественные сдвиги, отражающие становление совершенно нового этапа в ее развитии. Он обнимает хронологический отрезок начиная с 80-х годов XIV века и все XV столетие.

Большие, ответственные задачи выдвигает эта эпоха в первую голову перед градостроительным искусством. Почти полтора столетия крупные и малые города Средней Азии стояли без крепостных стен, но при Тимуре фортификация собственных городов настоятельно диктовалась самой жизнью.

К 1330-и годам домонгольская градостроительная культура и архитектурные типы зданий были восстановлены. Разрушенный монголами Андижан правнук Чингизхана Кайдухан перестроил с конца XIII века в столицу Фергану. Так она называлась в последующие три века, передав затем свое имя всей долине. Но о градостроительной культуре этого города история умалчивает.

Индивидуальным решением кейса можно предложить именно эту проблему.

Смотрите также:

Фасад
Фасадом данного здания является вид с 1 по 12 этаж соответственно. Весь фасад состоит из ж. б. плит, которые могут быть окрашены в различные цвета, а также могут быть декорированы ...

Кухня 207
Температура воздуха в помещении tв=18°С, расчетное т/потребление Qпом= 696 Вт, длина вертикальных lв и горизонтальных lг труб составляет соответственно 5,4 и 0,9(0,5 + 0,4) м 1.Ра ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru