Эволюция архитектурного декора в ХIII—XIV веках может быть обрисована в следующих чертах.
Отдельные поливные изразцовые кирпичики вводится вертикальными вставками в кладки между парами строительных кирпичей (мавзолей эмира Бурундука в Шахи-Зинде, мавзолеи Миздахкана). Некоторые элементы орнамента резной терракоты покрываются голубой поливой – обычно это геометрическая система гириха или буквы текста, в то время как орнаментальная резьба, составляющая заполнение внутри полигонов и звезд гириха, или фон надписей остаются в обычной фактуре обожженной глиняной плитки и узор выделяется глубокой светотенью резьбы.
Резной изразец сплошь покрыт цветной поливой, обычно ярко-голубого, реже мутно-синего цвета. Орнамент стилизованно-растительный. Многочисленные и превосходные образцы дает мавзолей Буян-Кули-хана, группа мавзолеев Шахи-Зинды (зиаратхана при усыпальнице Кусама ибн-Аббаса, мавзолей Ходжа Ахмада, Безымянный 1360 г., Шади-Мульк, Эмир-Заде, Туглу-Текин, Рухабад). В тех же памятниках широко использовано сплошное покрытие резного изразца поливами двух цветов — например, голубым и синим, голубым и белым. Орнамент в основном эпиграфический, на сложно-растительном фоне.
Своеобразна перегородчатая майолика. На крупной плитке наносится трехцветный узор — белым, голубым и синим; для того чтобы в процессе обжига краски при сплавлении не втекали друг в друга, орнаментальные элементы разделены глубокой бороздой (в перечисленных выше памятниках широко представлен и этот прием). Орнаменты геометрического и эпиграфического характера, но чаще всего это имитации мелких кирпичных фигурных кладок, практически выполненных на единой плитке, но зрительно воспринимаемых как набор цветных кирпичей.
Гладкая майолика—двухцветная, с росписью черным или синим под ярко-голубой поливой; орнамент стилизованно-растительный. Характерный пример — звездчатые и крестовидные изразцы на портале мавзолея Ходжа Ахмада.
Майолика резная, многоцветная, с подглазурными росписями и слегка рельефным узором. Лучшие образцы дает хорезмская школа — фасад, сагана и стела мавзолея Наджмеддина Кубра
в Куня-Ургенче, надгробие Сейида-Алауддина в Хиве; в Самарканде —
намогильник Кусама ибн-Аббаса в Шахи-Зинде, где применена также над-глазурная окраска некоторых деталей золотом. Орнамент — стилизованно-растительный и эпиграфический.
Майолика многоцветная, с частичной надглазурной росписью непрозрачными ангобными красками (мавзолей с именем мастера Али Несефи в Шахи-Зинде). Поливные изразцы с надглазурной росписью твореным золотом (Безымянный мавзолей в средней группе Шахи-Зинды).
Модели
организационно-технологических зависимостей
Модель дает возможность технологически увязать между собой работы объекта и определяет временную область, в которой объем работы в натуральных измерителях должен быть выполнен. По ...
Определение нормируемого значения удельного расхода тепловой энергии на
отопление здания
Нормируемое значение удельного расхода тепловой энергии на отопление жилого или общественного здания определяют по табл. 5.1 и 5.2. Нормируемый удельный расход тепловой энергии на ...