Новая архитектура » Творчество Ивана Старова » Важнейшие сооружения

Важнейшие сооружения

Страница 1

Санкт-Петербург и окрестности:

1. Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1776–1790 годы), там же надвратная церковь (1783–1785 годы)

Великолепные барельефные панно над боковыми входами исполнены крупнейшим скульптором конца XVIII века Ф. И. Шубиным. В 1710 году при впадении в Неву Черной речки (теперь – Монастырка) Петр I повелел построить монастырь во имя Святой Троицы и Святого князя Александра Невского. Место это выбрали не случайно: тогда считалось, что новгородское войско под водительством князя Александра Ярославича именно здесь разбило шведов в 1240 году.

В 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в Петербург.

Местом упокоения мощей (до 1790 года) стала церковь Святого Александра Невского, устроенная во втором этаже здания, возведенного Д. Трезини в 1717 – 1722 годах (освящена в 1724 году).

Самым величественным храмом ансамбля стал Свято-Троицкий собор – одно из немногих культовых сооружений раннего классицизма. Его строительство началось в 1778 году по проекту и под наблюдением архитектора И.Е. Старова. 30 августа 1790 года состоялось освящение храма. В этот же день мощи Александра Невского были торжественно перенесены в сбор из Александровской церкви.

Троицкий собор решен в формах раннего классицизма. Его объемная и плановая композиции оригинальны. Внутреннее пространство, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из шести римско-дорических колонн. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филенками.

Выразительные барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполнил над западным и северным входами скульптор Ф.И. Шубин. Над главным входом в центре – "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма". Ниже, над самыми дверьми, находилась скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком Святого Александра Невского.

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму с центрально – купольной, собор представляет собой в плане латинский крест.

Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон высокого барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света.

Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного И.Е. Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. При раскрытых вратах оно словно легко плывет в воздухе.

Святыня собора – мощи Святого князя Александра Невского, покоившиеся в великолепной серебряной раке. Ее изготовили в 1747 – 1752 годах на Петербургском Монетном дворе из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках (его понадобилось около 90 пудов). На боковых стенах раки в барельефах запечатлены победы Александра Невского в сражении на Неве (1240), при освобождении Пскова и во время Ледового побоища (1242).

В соборе было много икон и полотен, исполненных известными художниками. Так, в алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, на восточной стене – "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса. Образа для иконостаса и царских врат написали живописцы И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов, Я. Меттенлейтер и другие.

Первоначальную роспись сводов и купола исполнил живописец Ф.Д. Данилов. Но она не сохранилась из-за того, что здание собора долгое время не отапливалось. В 1806 году роспись была заменена новой, исполненной по рисункам Дж. Кваренги. Несмотря на позднейшую не слишком удачную реставрацию, она в основном сохранилась до нашего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Забивка свай
Процесс погружения забивных свай состоит из следующих операций: подтаскивание сваи к копру при расположении свай на расстоянии до 5—10 м от места погружения, подъем свай в вертика ...

Оценка инженерно-геологических условий строительной площадки
Исходный материал для проектирования фундаментов - данные инженерно-геологических условий строительной площадки и физико-механические характеристики грунтов, используемых в качест ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru