Новая архитектура » Особенности белорусской архитектуры XIV - XVI веков » Культовая архитектура

Культовая архитектура

Страница 2

Церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апсиды). Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: топкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мотив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.

После перестройки план церкви получил форму вытянутого прямоугольника, западная сторона которого фланкирована двумя башнями и притвором. Новые участки боковых стен имеют более простое, плоскостное решение. Высокие башни головной части храма в основании имеют прямоугольное очертание, а вверху переходят в восьмигранники. Башни сильно выдаются за пределы основного объема храма, тем самым повторяя в новой редакции композиционный прием церквей XV—XVI вв. Башни имели оборонное назначение, поэтому их стены прорезаны узкими бойницами, а верхняя часть завершена зубцами.

Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была возведена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди). Окна узкие, высокие, с полуциркульным завершением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двухскатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой композиционный прием в других постройках этого типа не встречается.

Храм в Кодне, как и ряд других памятников культового строительства (Сынковичи, Мурованка, Новогрудок, Супрасль), являет пример развития художественного направления в зодчестве Белоруссии XV—XVI вв. Отмечается творческая переработка унаследованных приемов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных достижений готики, высокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных украшений. Это в сумме уже не переработка какого-либо известного художественного стиля, а свое творческое кредо, сложившееся в течение десятилетий и получившее признание.

Реформатские храмы, или «кальвинские сборы», также были приспособлены к оборонным нуждам. Они подобно маленьким крепостям обносились каменными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которых вписывали новую культовую постройку. Известны церкви такого типа в Дзержинске, Осташине, Деревне Заславле.

Показательным примером реформатского храма является Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Расположение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, создавая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская церковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипяти метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой земляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.

Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилиндра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонное значение. Заслуживает внимания и небольшая полукруглая башенка с узкими окнами — бойницами, поставленная в месте примыкания основной башни к храму. Подобное устройство оборонного характера можно встретить в белорусской и литовской архитектуре. Такой композиционный прием стал традиционным. В каждом конкретном случае он приобретал свое выражение, исходя из прямого назначения здания, и в какой-то мере перекликался с цилиндрическим фланкированием культовых и замковых памятников XVI в. Реформатские храмы своеобразны по своей архитектуре. Они не похожи на костелы, но и значительно отличаются от православных церквей. С последними их сближают некоторые черты планов и общий оборонный характер. Церкви в Осташине, Заславле, Сморгони представляют собой новый этап в развитии бесстолпных храмов Белоруссии, пришедших на смену многопролетной готической системе. По своей планировке, конструкциям и архитектуре они многообразны: с алтарем (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревна) и куполом (Сморгонь), с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль, до реконструкции).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Исходные данные для расчета
Задаемся основными данными для расчета конструктивных частей резервуара: - объем резервуара: 20000 м3; - тип резервуара: со стационарной крышей с понтоном, с двойной стенкой; - вн ...

Определение изгибающих моментов и поперечных сил в расчетных сечениях ригеля.
Опорные моменты определяют по Формуле М = (ag+ bv)·l 2, где a и b - коэффициенты, зависящие от схемы загружения ригеля постоянной g и временной v нагрузкой, а также от отношения п ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru