Новая архитектура » Памятники архитектуры г. Ельца » Архитектура храма

Архитектура храма

Церковь небольшая по размеру в плане 27,5х10,0 м и высотой 23,5 м имеет трехчастный план, при котором собственно план с апсидой, трапезная и колокольня размещены по одной оси, что является традиционной для культовых построек начала XVIII века и более поздних периодов приемом. Основную загадку составляет шатровое завершение храмовой части.

Известно, что шатровые церкви строились на Руси до 50 годов XVII века, но позже были запрещены реформатором русской церкви патриархом Никоном, требовавшим, чтобы церкви строились «о единой, трех, пяти главах, а шатровые отнюдь не строили». Интересна маленькая шатровая колокольня с четырьмя круглыми окошками – «слухами» в шатре. Она значительно ниже храма (15,1 м) и два ее основных объема – четверик и находящийся на нем восьмерик – дробятся на четыре яруса узкими окнами. Основание колокольни, сложенное из белого камня, опирается на два столба и стену трапезной, образуя с трех сторон сквозные арки проходов. В 1825 году над трапезной, стены которой целиком были сложены из известняка, был надстроен купол с двумя окнами – «люкарнами», - что значительно исказило весь облик церкви. К первоначальному архитектурному оформлению трапезной относятся лишь стены, сложенные из грубо околотых известняковых блоков, с двумя мощными белокаменными пилястрами, закрепляющими два угла со стороны колокольни и два симметрично расположенных с юга и севера окна с трехцентровыми перемычками и простыми наличниками, сложенными из кирпича.

Наибольший интерес представляет объем храма. Объемная композиция его характерна для храмов XVII века. Складывается она из кубического четверика, нижняя часть которого – из грубо околотого известняка и верхняя часть из кирпича. На мощные полутораметровой толщины стены четверика опирается восьмерик из того же кирпича, и завершает всю композицию пятиметровый шатер с небольшой главкой. С востока к храмовой части примыкает обширный полукруг алтаря, сложенный из камня с кирпичными наличниками. Храм потерял свою стройность после перестройки 1825 года, она затронула верхнюю часть восьмерика и закрыла нижнюю часть шатра, сократив его на полтора метра. На этой надстройке появились чуждые полуциркульные ниши. Срублены были тройные тонкие полуколонки по углам восьмерика и часть оконного декора. Весь прежний декор, восстановленный по обмерам, в графической реконструкции характерен для так называемого «нарышкинского барокко» конца XVII века с полуколонками и разорванными фронтонами, так свойственными ярусным храмам того времени, а шатровое завершение, так же, как и перспективный портал входов и отдельные элементы оконного декора, - это лишь архаика, редкий случай возвращения к прежним формам, который для местных мастеров не явился исключительным.

Смотрите также:

Строительство собора
Земляные работы провели за май-июль 1845 года. Здесь, на Красной площади, на месте двух старинных церквей, на южной стороне собора было вскрыто древнее захоронение. Уже в первые м ...

Теплотехнический расчёт наружных стен
Теплотехнический расчёт выполняется из условия: Rтэк (экономическое) Rт ³ Rтн (нормативное) Rт. тр (требуемое) Rтэк – не определяем в виду неопределённости цен на тепловую эн ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru