Новая архитектура » Период советского авангарда » Конструктивизм

Конструктивизм

Теория конструктивизма во многих своих положениях совпадает с теорией производственного искусства. Однако полностью их отождествлять нельзя. Сами теоретики производственного искусства в годы наибольшего подъема разработки теории этой концепции (1921 – 1924) рассматривали ранний конструктивизм (1920 – 1921) как определенный этап перерастания концепции вещизма в производственное искусство. Для зрелого конструктивизма в архитектуре в архитектуре и в дизайне определенным этапом в формировании творческого кредо стала уже и сама теория производственного искусства, так как конструктивизм складывался под влиянием и целого ряда других факторов.

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. «Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях постоянно встречались также слова «конструкция», «конструирование пространства»).

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Л., В. и А. Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда». Для строительства предназначался участок земли — 6x6 м. Веснины создали стройное шестиэтажное здание.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура. На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности.

В искусстве, в том числе и в архитектуре, среди мастеров можно условно выделить три амплуа: одни принципиально настроены на преодоление стереотипов и создают принципиально новое, другие дорабатывают эти новации, доводя их до профессионального совершенства, третьи пользуются уже созданными приемами. Образно говоря, первые – как бы пробивают «проем» на следующий этап, вторые осваивают этот этаж, а третьи с комфортом устраиваются на уже освоенном этаже. И естественно, что тех, кто, «стоя на плечах» предшественников, первыми решается подняться на следующий этаж, всегда бывает меньшинство, чаще всего единицы, а тех кто затем осваивается «новый этаж», бывает намного больше.

Школа промышленной архитектуры стала стилистически наиболее устойчивой частью конструктивизма в целом, сохраняя его приемы и средства практически до середины 30-х годов, когда другие типы зданий и сооружений уже были охвачены лихорадочными поисками «обогащения» внешнего облика.

Смотрите также:

Отделка здания. Внутренняя отделка помещений
Внутренняя отделка: стены и перегородки комнат оклеиваются обоями. Стены санузлов покрываются масленой краской и местами облицовываются керамической плиткой до 0.6м вдоль фронта о ...

Применение усилений
В ближайшие годы стране предстоит большая работа по реконструкции действующих предприятий. При этом рост производства может быть достигнут, в значительной степени, за счет усоверш ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru