Новая архитектура » Период советского авангарда » Творческая продуктивность модели развития советского искусства 20-х годов

Творческая продуктивность модели развития советского искусства 20-х годов

Страница 1

Модель развития художественной культуры 20-х годов привлекает прежде всего тем, что характерное для нее многообразие творческих течений делает сферу искусства, как сложную систему, устойчивой к волевым внешним воздействиям.

Главное, что привлекало и продолжает привлекать внимание к наследию советского архитектурного авангарда – это небывалый по качественным результатам прорыв в новое, прорыв, в котором соединились новаторские поиски, как «эпохальные» (общие для развития мировой архитектуры и искусства), так и социальные (результат влияния Октябрьской революции). Именно это соединение эпохального и социального, характерное в таком соотношении только для нашей страны, дало «искру», которая «выбросила» советскую архитектуру (и искусство в целом) далеко вперед , сделав ее мощным генератором первичных идей. Теоретические концепции рождались тогда одновременно с формированием нового в самом творчестве. Практика и теории взаимодействовали в чрезвычайно сложных и противоречивых для развития искусства (в том числе и архитектуры) условиях. Рушились этические нормы, ломались эстетические идеалы, рождались новая архитектура и дизайн, менялось отношение к вещи как к «посреднику» во взаимоотношениях людей и т.д. Много было неясного. Сектор поисков был очень широким, что характерно именно для таких переломных этапов.

Анализируя сложные процессы развития советского искусства 20-х годов, необходимо (наряду с другими факторами) учитывать, что это развитие происходило при переплетении таких различных условий, как:

1) стремительный выход советского искусства в ряды тех, кто определяет региональные стилеобразующие процессы, сопровождавшийся резким сломом образных и иных стереотипов;

2) изменение потребителя искусства (иные социальные слои) при небывалом по масштабам массовом его расширении;

3) резкое изменение социально-этического критерия оценки искусства.

Основные этапы развития архитектуры советского авангарда

Для советской архитектуры с первых же лет ее существования была характерна устремленность в будущее, обусловленная происходящими в стране коренными социальными преобразованиями. Связь с грандиозными перспективами развития нового общества и революционный подъем трудящихся масс придали особый динамизм развитию архитектуры советского авангарда.

По интенсивности творческих поисков этот период развития архитектуры в нашей стране, пожалуй, не имеет равных в истории архитектуры XX в. Быстрые изменения общественно-экономических условий (коренные социальные преобразования) в первые годы советской власти заставляли архитекторов уделять большое внимание перспективным проблемам.

Период 1917 – 1934 гг. в истории нашей страны насыщен сложными событиями. Гражданская война, НЭП, восстановление разрушенного хозяйства, ускоренная индустриализация – все это оказывало влияние на все стороны жизни страны, в том числе и на архитектуру. Развитие архитектуры в эти годы можно условно разделить на ряд этапов, между которым, однако нет четких границ.

1917 – 1920 гг. – первые послереволюционные годы, когда в трудных условиях гражданской войны, военного коммунизма и хозяйственной разрухи реальное строительство было крайне незначительным. Осуществление коренных социальных преобразований, революционный подъем трудящихся масс, преобладание в их среде коллективистских настроений, максималистские требования быстрой перестройки всего жизненного уклада, новый социальный заказ, романтика поисков новых художественных образов – в таких сложных условиях рождалась советская архитектура.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru