Монументальная скульптура Италии связана прежде всего с оформлением фасадов церквей. Она имеет здесь, кроме того, и специфические задачи: украшение церковных кафедр, е пи с к о п с к и х т ро н о в , а т а к ж е м он у м е н тальных подсвечников, служивших для обряда зажигания пасхальной свечи. Как и в Германии, здесь наряду с каменной скульптурой распространено также литье из бронзы.
В зрелую фазу развития романская скульптура Италии вступает лишь на грани XI—XII веков. Одно из главнейших произведений этого времени — епископский трон в Бари, датируемый около 1098 года. Поддерживающие его тяжелое сидение три мраморных атланта с искаженными от усилия лицами заставляют предположить, что трон этот сделан был в Северной Италии (Ломбардия), где подобные мотивы были широко распространены. Самым значительным мастером Ломбардии начала XII века был Вилигельмо, оставивший свою подпись на скульптуре фасада собора в Моде не. Сохранившиеся здесь рельефы «Сотворение Адама и Евы и грехопадение», «Изгнание из рая и работа в поле», «История Авеля и Каина», «Смерть Каина и история Ноя», датируемые первым десятилетием века, отличаются жизненностью образов, характерная же для них грузность форм сообщает изображениям особую мощность, прекрасно отвечающую задачам монументального стиля. О том, что мастер изучал античную скульптуру, свидетельствуют имеющиеся на том же фасаде два восходящих к классическим прототипам рельефа с изображением крылатого гения, опирающегося на потушенный факел.
Быстрый рост итальянских городских коммун способствовал проникновению в церковную скульптуру светской тематики. Так, в соборе Пьяченцы наряду с фантастическими образами спящих существ на капителях столбов имеются жанровые сцены — точильщик за работой, кожевенники и др., что свидетельствует о крупной роли, которую играли различные цеховые организации в строительстве городских соборов.
В конце XII века скульптура Северной Италии находится под французским влиянием. Оно сильно выражено в произведениях крупнейшего итальянского мастера последних десятилетий XII — начала XIII века, архитектора и скульптора Бенедетто Антелами, особенно в его рельефах, украшающих тимпаны порталов баптистерия в Парме («Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Притча Валаама о неминуемой каре за грехи»).
Самым зрелым творением Антелами является скульптурная декори ровка фасада собора в Фиденце (первое десятилетие XIII века). Особенно интересны две фигуры по сторонам входа —первые в итальянской скульптуре примеры монументальной статуарной пластики. Статуи царя Давида и пророка Иезекииля помещены в полукруглых нишах, в пределах пространства которых они располагаются более или менее самостоятельно по отношению к архитектуре. Эти произведения знаменуют начало освобождения скульптуры от полного подчинения архитектурным формам.
В начале XII века в Южной Италии возникает скульптурная мастерская, работавшая для двора императора Фридриха II. Она интересна своим антикизирующим направлением, от нее протягиваются нити к искусству Проторенессанса. К наиболее выдающимся произведениям мастерской принадлежат бюсты Фридриха II (Капуя, музей Кампано), портрет его министра Пьетро делла Виньн (там же) и голова статуи богини персонификации города Капуи, сохранившаяся от убранства замка императора (там же).
По сравнению со скульптурой из камня бронзовое литье имело в Италии значительно меньшую сферу приложения. Его главной задачей было создание украшенных рельефами монументальных церковных дверей. Особой известностью пользуются двери с композициями из Нового и Ветхого заветов в Сан Дзено в Вероне, левая створка которых (XI в.) отличается примитивностью форм, тогда как более поздняя правая (XII в.) принадлежит к зрелым и совершенным творениям романского стиля.
Дом Воеводы
К памятникам архитектуры города Ельца относятся не только храмы, но и дом Воеводы (дом Лашина-Смирнова) Пройдя Красную площадь и спустившись мимо Введенской церкви по каменным сту ...
Футеровка
печи
Для защиты корпуса от воздействия высокой температуры печи изнутри футеруют огнеупорными материалами, выполняющими одновременно роль изоляции, предотвращающей чрезмерные потери те ...