Новая архитектура » Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста » Статуя Афины Парфенос

Статуя Афины Парфенос

Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος - «Афина-Дева») - знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания - 447-438 г. до н. э. В древние времена изображение богини Афины, покровительницы города Афины было установлена в центре этого города в главном храме на Афинском Акрополе - Парфеноне.

Это десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины — из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века от рождества христова. Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Ценным источником информации от утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых - Варвакиос Афина.

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея), что оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.

Афина стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму.

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.

Смотрите также:

Транспортное обслуживание города
Транспортное обслуживание малого города обеспечивается, как правило, автобусами. Для удобства приведен пример расчета транспортного обслуживания города с населением тыс. человек ( ...

Архитектурно-планировочное и конструктивное решение подземного паркинга
В соответствии с проектом, сооружение - подземный паркинг выполнен одноуровневым, с объемом и площадью для размещения не менее 150 легковых автомобилей. Кровля сооружения предусмо ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.padavia.ru