Новая архитектура » Альберт Шпеер и сложение имперского стиля в архитектуре Германии тридцатых годов » Неоренессанс и необарокко

Неоренессанс и необарокко

Страница 1

«…это был архитектурный мир Гитлера. Но в конце концов его всегда тянуло на вычурное необарокко».

А. Шпеер.

Линия неоренессанса и необарокко существовала отдельно. Эта линия с 19 века нередко связывалась с буржуазным сознанием. Упрощенный бюрократический стиль вместе с неоренессансом и необарокко, существовавшими как некие трансформации, идущие от конца 19 – начала 20 веков, соответствовали уже не столько как бы мистическому и мистериальному подходу, сколько соответствовали, конкретному востребованному упрощенному вкусу.

С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что впоследствии получило название «стиля фюрера» и что А. Шпеер охарактеризовал как сочетание неоклассицизма Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и преувеличенное.

Необарокко всегда было самым любимым направлением Гитлера. Он так и не смог, несмотря на своевременное благотворное влияние на его архитектурный вкус творчества Тессенова, до конца отказаться от своих предпочтений. Поскольку всем архитекторам приходилось считаться с мнением фюрера, А. Шпеер отмечал в своих записях, что Гитлер все время нахваливал тех архитекторов и те здания, которые были образцами для его ранних эскизов, как, например, парижская «Гранд-Опера» (1861-1864) Шарля Гарнье. «Там самая прекрасная в мире лестница. Когда дамы в своих драгоценных туалетах спускаются вниз по лестнице, а ливрейные лакеи стоят шпалерами по обе стороны… господин Шпеер, мы тоже должны такое построить!» Восхищался он, по воспоминаниям А. Шпеера и Венской оперой: «Великолепнейшее здание, во всем мире нет лучше, и с превосходной акустикой. Когда еще молодым человеком я там сидел в четверном ярусе…».

Так что, на мой взгляд, в необарокко Гитлер больше всего ценил свои сентиментальные юношеские воспоминания и чрезмерную пышность. Однако благотворное влияние Трооста спасло германскую архитектуру от тиражирования этого стиля. Фюрер се время вспоминал, как семья издателя Брукмана познакомила его с Троостом. У него словно пелена с глаз упал, и все собственные наброски, в которых сквозило пристрастие к монументально-парадным сооружениям в стиле новое барокко 90-х годов прошлого века, которые определяют облик венского Ринга показались ему невыносимыми.

По сравнению с этим архитектура Трооста была попросту скупой. Поэтому его влияние на Гитлера также оказалось эпизодичным. До конца своих дней Гитлер хвалил архитекторов и сооружения, которые служили ему примером для его ранних набросков. Особо он восхищался многочисленными театральными зданиями Германа Хелмера (1849-1919) и Фердинанда Фелнера (1847-1916), застроивших в конце 19 века Австро-Венгрию и Германию позднебарочными театрами одной и той же неизменной модели. Это и было архитектурным миром Гитлера, его всегда влекло напыщенное необарокко, которое культивировал и Вильгельм II, что было, по словам А. Шпеера, не более чем «барокко упадка», весьма схожее со стилем, сопровождавшим закат Римской империи.

Это направление не получило широкого распространение в архитектуре Третьего рейха.

В применении неоренессанса и необарокко А. Шпеер очень активен. Это направление именно на нем сливалось с официальной архитектурой, существуя, теме не менее, кроме него более ярким фоном в симбиозе и монтаже с остальными направлениями.

На примере Рейсканцелярии можно рассмотреть, как А. Шпеер совмещает скупой неоклассицизм Трооста с обогащением, характерным для неоренессанса и необарокко. Для этого архитектор использует симбиоз, наложение и масштаб. При монтаже архитектурные детали превращаются в некий гротеск, по Вентуре масштабирован6ие, т.е. некоторые детали преувеличиваются. А симбиоз является упрощением, переводящим объект в другую тектоническую систему, выходя за пределы ордера.

В Рейсканцелярии используется портал гигантского размера до второго этажа здания и обрамленный сдвоенными колоннами. Третий этаж имеет увеличенный масштаб, оконные проемы украшают колонны с каннелюрами, поддерживающие массивный антаблемент. Над порталом форма окна становится еще большего масштаба и над сдвоенными колоннами и антаблементом располагается орел со свастикой.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru