Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без ещё одного строения – шатровой колокольни, стоящей между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение: построено оно уже в 1874 году.
Архитектура вступила в пору тяжёлого, затяжного идейно-художественного кризиса, и его мертвящая печать ощущается и на кижской колокольне. Так, например, нижний четверик тяжеловат для сравнительно невысокого шатра, бревенчатый сруб скрывается тёсовой обшивкой, двери и окна наделяются филёнками и полуциркульными завершениями, подражающими формам и приёмам не деревянной, но каменной архитектуры. Появляются двери, ведущие «в никуда», а это означает отход от реализма, лежащего в основе народного зодчества.
Наконец, ещё один, четвёртый и последний элемент Кижского ансамбля – ограда, опоясывающая обе церкви, колокольню и кладбище.
Вокруг погоста протянулись венцы не слишком высокого, но крепкого и внушительного сруба из массивных брёвен. Основу этой ограды составляет ряд повторяющихся треугольных ряжей, причём сама стена ограды является продолжением наружных стен каждого ряжа. Сруб стены перекрыт двускатной крышей с сильными свесами. Низкая длинная полоса ограды создаёт очень выразительный художественный контраст с монументальными вертикалями церквей и колокольни.
Бревенчатые ограды такого типа восходят к рубленым стенам древнерусских городов, крепостей и острогов и как бы повторяют их в уменьшенных масштабах. Центральный вход представляет собой два слитых со стеной прямоугольных сруба, образующих проём для ворот и калитки. Срубы объединены общей двускатной кровлей, образующей широкий навес с внешней стороны.
В праздничные дни отворялись забранные тёсовыми полотнами проёмы срубов – здесь устраивались своеобразные торговые ряды. Северо-западный угол ограды, следуя рельефу местности, опустился ниже остальных, прижав к самой воде тропинку, ведущую из пристани. Стык западной и северной стен, наиболее удалённый от памятников ансамбля, акцентирован невысокой башенкой с плавным повалом и четырёхскатной крышей. Ритмичный ажур резных решёток небольших калиток необычайно эффектно выделяется и на фоне монументальных срубов кижских церквей, и на фоне широких просторов озера.
Кижский ансамбль принадлежит к лучшим творениям северных зодчих. Это одно из тех немногочисленных сооружений, дошедших до наших дней. Поэтому ансамбль перерастает своё самостоятельное значение и становится для нас памятником архитектуры широчайшей исторической эпохи. В этом его огромная историческая, социальная и художественная ценность.
Святыни храма
Владимирская церковь обладает значительным числом подлинных святынь. В XIX - начале XX в. историками были зафиксированы: 1. Владимирская икона Божией Матери (8х10 верш.), украшенн ...
Проект энергообеспечения энергоэффективного дома
В данном дипломной работеразработанпроекта жилого дома площадью 108,5м2 в пригороде города Екатеринбурга. Главным направлением в возведении жилых домов является крупноэлементное д ...