Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Колокольня и ограда

Колокольня и ограда

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без ещё одного строения – шатровой колокольни, стоящей между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение: построено оно уже в 1874 году.

Архитектура вступила в пору тяжёлого, затяжного идейно-художественного кризиса, и его мертвящая печать ощущается и на кижской колокольне. Так, например, нижний четверик тяжеловат для сравнительно невысокого шатра, бревенчатый сруб скрывается тёсовой обшивкой, двери и окна наделяются филёнками и полуциркульными завершениями, подражающими формам и приёмам не деревянной, но каменной архитектуры. Появляются двери, ведущие «в никуда», а это означает отход от реализма, лежащего в основе народного зодчества.

Наконец, ещё один, четвёртый и последний элемент Кижского ансамбля – ограда, опоясывающая обе церкви, колокольню и кладбище.

Вокруг погоста протянулись венцы не слишком высокого, но крепкого и внушительного сруба из массивных брёвен. Основу этой ограды составляет ряд повторяющихся треугольных ряжей, причём сама стена ограды является продолжением наружных стен каждого ряжа. Сруб стены перекрыт двускатной крышей с сильными свесами. Низкая длинная полоса ограды создаёт очень выразительный художественный контраст с монументальными вертикалями церквей и колокольни.

Бревенчатые ограды такого типа восходят к рубленым стенам древнерусских городов, крепостей и острогов и как бы повторяют их в уменьшенных масштабах. Центральный вход представляет собой два слитых со стеной прямоугольных сруба, образующих проём для ворот и калитки. Срубы объединены общей двускатной кровлей, образующей широкий навес с внешней стороны.

В праздничные дни отворялись забранные тёсовыми полотнами проёмы срубов – здесь устраивались своеобразные торговые ряды. Северо-западный угол ограды, следуя рельефу местности, опустился ниже остальных, прижав к самой воде тропинку, ведущую из пристани. Стык западной и северной стен, наиболее удалённый от памятников ансамбля, акцентирован невысокой башенкой с плавным повалом и четырёхскатной крышей. Ритмичный ажур резных решёток небольших калиток необычайно эффектно выделяется и на фоне монументальных срубов кижских церквей, и на фоне широких просторов озера.

Кижский ансамбль принадлежит к лучшим творениям северных зодчих. Это одно из тех немногочисленных сооружений, дошедших до наших дней. Поэтому ансамбль перерастает своё самостоятельное значение и становится для нас памятником архитектуры широчайшей исторической эпохи. В этом его огромная историческая, социальная и художественная ценность.

Смотрите также:

Перекрытие подвала
В большей степени компенсировать боковые силы давления грунта помогает железобетонной перекрытие подвала. Жесткие железобетонные перекрытия позволяют замкнуть на себя нагрузки, де ...

Водопоглощение
Для определения водопоглощения кирпич или камни высушивают до постоянной массы в сушильном шкафу при температуре 105 .110°С . Высушенные образцы взвешивают на технических весах с ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.padavia.ru