Новая архитектура » Русская деревянная архитектура » Колокольня и ограда

Колокольня и ограда

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без ещё одного строения – шатровой колокольни, стоящей между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение: построено оно уже в 1874 году.

Архитектура вступила в пору тяжёлого, затяжного идейно-художественного кризиса, и его мертвящая печать ощущается и на кижской колокольне. Так, например, нижний четверик тяжеловат для сравнительно невысокого шатра, бревенчатый сруб скрывается тёсовой обшивкой, двери и окна наделяются филёнками и полуциркульными завершениями, подражающими формам и приёмам не деревянной, но каменной архитектуры. Появляются двери, ведущие «в никуда», а это означает отход от реализма, лежащего в основе народного зодчества.

Наконец, ещё один, четвёртый и последний элемент Кижского ансамбля – ограда, опоясывающая обе церкви, колокольню и кладбище.

Вокруг погоста протянулись венцы не слишком высокого, но крепкого и внушительного сруба из массивных брёвен. Основу этой ограды составляет ряд повторяющихся треугольных ряжей, причём сама стена ограды является продолжением наружных стен каждого ряжа. Сруб стены перекрыт двускатной крышей с сильными свесами. Низкая длинная полоса ограды создаёт очень выразительный художественный контраст с монументальными вертикалями церквей и колокольни.

Бревенчатые ограды такого типа восходят к рубленым стенам древнерусских городов, крепостей и острогов и как бы повторяют их в уменьшенных масштабах. Центральный вход представляет собой два слитых со стеной прямоугольных сруба, образующих проём для ворот и калитки. Срубы объединены общей двускатной кровлей, образующей широкий навес с внешней стороны.

В праздничные дни отворялись забранные тёсовыми полотнами проёмы срубов – здесь устраивались своеобразные торговые ряды. Северо-западный угол ограды, следуя рельефу местности, опустился ниже остальных, прижав к самой воде тропинку, ведущую из пристани. Стык западной и северной стен, наиболее удалённый от памятников ансамбля, акцентирован невысокой башенкой с плавным повалом и четырёхскатной крышей. Ритмичный ажур резных решёток небольших калиток необычайно эффектно выделяется и на фоне монументальных срубов кижских церквей, и на фоне широких просторов озера.

Кижский ансамбль принадлежит к лучшим творениям северных зодчих. Это одно из тех немногочисленных сооружений, дошедших до наших дней. Поэтому ансамбль перерастает своё самостоятельное значение и становится для нас памятником архитектуры широчайшей исторической эпохи. В этом его огромная историческая, социальная и художественная ценность.

Смотрите также:

Выборочный контроль неразрушающими физическими методами дефектоскопии. Ультразвуковая толщинометрия
Ультразвуковая толщинометрия (УЗТ) в настоящее время широко применяется при измерении толщины разнообразных объектов как при изготовлении, так и при их освидетельствовании. Однако ...

Проектирование зданий с учетом функционального назначения
Индивидуальные проекты в строительстве применяются при проектирование общественных зданий. В настоящее время строительство общественных зданий по индивидуальным проектам востребов ...

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.padavia.ru